В 2015 году акция прошла уже в 500 городах России и мира, включая 12 американских. Автором текста на этот раз стал писатель Евгений Водолазкин, а «диктаторами», т.е. людьми, надиктовавшими этот текст аудитории, по традиции были разные интересные личности. К примеру, «диктатором» Петербурга стал Владимир — нет, не тот, о котором вы подумали, а робот-чтец, получивший это имя от своих создателей.
В Москве в этом году диктант писали сразу в 100 разных точках. В одной из них, развернутой в Московском педагогическом госуниверситете, «диктатором» был певец Дима Билан. То ли в силу его популярности, то ли из-за любви народа к грамотности, но уже за 20 минут до начала диктанта в большой поточной аудитории, где происходило действо, некуда было яблоку упасть. Все места заняли люди разного возраста и пола, однако преобладали молодые и совсем молодые.
Билан появился в аудитории минута в минуту. Сверкая улыбкой и элегантным костюмом цвета беж, он раскланялся, сорвав было взрыв аплодисментов, но эскортировавший поп-певца хозяин площадки — ректор МПГУ Алексей Семенов — перехватил инициативу, не упустив шанса пригласить самых грамотных из числа собравшихся поступать в его вуз.
Новый взрыв восторга, затем ведущая объявляет Диму «диктатором», тот делает ручкой, и все начинается всерьез. Правда, ненадолго.
— Я страшно рад, что согласился на эту прекрасную авантюру, — сообщил аудитории «диктатор». — Имею моральное право! Ведь когда я пишу ручкой по бумаге, а не кнопками по дисплею, то отношусь к ошибкам очень серьезно и стараюсь писать без ошибок. Правда, не всегда получается...
Зал дал понять, что и у него не все ладится. А «диктатор» профессионально опробовал микрофон, попросил звукорежиссера «добавить высоких частот» и начал диктовку, предварив ее призывом:
— На меня не обращайте внимания — думайте о правописании!
Текст оказался про пожарных первой половины ХХ века. Должно быть, поэтому певец, проникнувшись драматизмом ситуации, стал подыгрывать чтению сначала голосом, затем лицом, а там и всей фигурой.
Девушки воодушевились, заулыбались, а самые смелые стали кокетничать и хихикать. В результате монолог «диктатора» стал потихоньку перерастать в диалог с аудиторией:
— Абзац! — обозначает «диктатор» переход на красную строку, подыгрывая лицом.
— Ха-ха-ха, — реагирует зал.
— Да, правда, абзац — ругательное слово... Ну хорошо: супер! Забавно! Классно! — комментирует Дима прочитанное. — Но уж вот это предложение — оч-ч-ч-ень сложносочиненное! Абзац!
— Ха-ха-ха! — надрываются девушки.
Особым успехом ознаменовался подход певца к оказавшемуся в аудитории пианино с последующей попыткой взять с его помощью некую ноту. Замираю в надежде: а вдруг Дима сделает свой знаменитый прыжок. Нет, не делает. Более того, отходит от инструмента, возвращаясь к диктовке. Правда, додиктовывает, пройдя в середину зала. И девушки, бросив писать, хватаются за мобилы — делать фотки. Финальные аплодисменты. Сдаем работы. Результаты узнаем после 22 апреля.
— Сегодня пишу диктант четвертый раз, — делится со мной соседка по парте Альфия, пришедшая на диктант вместе со второклассницей-дочкой Зариной. — Мне очень нравится атмосфера диктанта, да и вообще все связанное с учебой и экзаменами. Вначале получила за диктант «тройку», в прошлом году «четверку», теперь пришла за «пятеркой». Зарина приходит со мной второй раз. Пока, правда, диктанта не писала: еще не все правила знает. Но на будущий год, думаю, попробует написать и она.