За последние годы ФСИН бралось за много разных проектов. И обещания, которые раздавал бывший глава ведомства (ныне арестованный) Александр Реймер, звучали как сладкая песнь: солярии - в СИЗО, автозаводы - в колонии, заключенным большие зарплаты, потерпевшим быстрее выплаты ущерба... Все оказалось пшиком.
Но нынешний проект, возможно, действительно окажется успешным. Итак, в вкратце задумка такая: ФСИН забирает обанкротившиеся предприятия в самых депрессивных регионах, восстанавливает их, направляет на работу туда заключенных местных колоний, которые после освобождения получают там дома.
В качестве эксперимента уже выбрали Вологодскую область.
- Мы взяли местную обанкротившуюся птицефабрику, - рассказывает врип замдиректора ФСИН Валерий Максименко. - За два месяца работы из убыточной она стала прибыльной (дает около 7 миллионов рублей). Раньше она производила 70 миллионов яиц, к концу лета будет уже 180 миллионов. Потребности в яйце всей области — 120 миллионов, остальные 60 миллионов пойдут заключенным. Работают здесь вместе и гражданские, и спецконтингент. Причем, они не отделены друг от друга колючей проволокой или решеткой. Получают — одинаково. Зарплата от 12 до 20 тысяч рублей, что, конечно, мало, но пока как есть. За осужденными присматривают охранники, но это скорее формальность. Изначально на работу взяли тех арестантов, которые не склонны к побегам, саботажу, а действительно хотят работать и зарабатывать.
Птицефабрика - это вершина айсберга. В ближайшее время ФСИН создаст на Вологодчине целый агрохолдинг со свинокомлексом, комбикормовым заводом и т.д. Работать там будет около 5 тысяч человек, из которых осужденных - 2 тысячи. По сути трудоустроят туда всех арестантов колоний области за исключением тех, кто не может иметь дело с пищевым производством (больные ВИЧ, туберкулезом и т. д.).
- В области есть пустые брошенные дом, - продолжает Валерий Александрович. - Мы поговорили с губернатором, он дал добро на то, чтобы их отдали освободившимся заключенным. Можно заселяться и жить. А мы, ФСИН то есть, поможем сделать ремонт. Так что у тех, кто выйдет на свободу и кто не имеет ни жилья, ни родни, появится выбор — или бандитствовать дальше, или остаться здесь.
В проект предполагается включить Калининград, Тамбов, Воронеж, Киров и ряд других городов. Есть еще почти фантастичная (но в то же время - чем черт не шутит?) идея устраивать заключенных шахтерами. Сначала их обучат этой профессии, что займет год, а потом они смогут зарабатывать столько, сколько многим на свободе не снилось. Плюс соцпакет в виде дополнительного питания, возможное условно-досрочное освобождение. И опять-таки после него человек сможет остаться, получив дом и не потеряв рабочего места.