Треть мигрантов в России ничего не слышали о туберкулезе, но прекрасно себя чувствуют

Многие знания — многие болезни

Более 90% мигрантов в России не имеют юридически оформленных отношений с работодателем и, как следствие, не получают никакой медицинской помощи. При этом каждый третий мигрант даже не знает, что такое ВИЧ и туберкулез. Но почти все уверены в том, что вполне здоровы и не опасны для окружающих. Это показало уникальное исследование, посвященное изучению уровня осведомленности мигрантов о туберкулезе и ВИЧ-инфекции.

Многие знания — многие болезни
Фото предоставлено российским красным крестом

Исследование, которое проводилось экспертами Центра миграционных исследований и Партнерством по борьбе с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, охватило 1775 мигрантов в Москве, Московской области, Волгограде, Оренбурге и Тамбове, а также в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Главным образом в анкетировании принимали участие трудовые мигранты из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Заметим, что около четверти опрошенных имеют высшее или незаконченное высшее образование. Но каждый десятый плохо, а 40% «не очень хорошо» говорят по-русски.

Зато большинство мигрантов (80%), как оказалось, уже далеко не в первый раз приехали в Россию на заработки. Больше всего таких опытных (почти 90%) среди узбеков. Чаще всего мигранты находят применение своим талантам в сфере строительства (58%), торговли и услуг (10%), в области услуг в частном доме (нянями, домработницами, охранниками и пр.), а также в промышленности, ЖКХ, транспорте, сфере услуг. «Опрос показал, что подавляющее большинство мигрантов слабо защищены от потенциального произвола работодателя: в среднем только каждый десятый имеет трудовой договор в письменном виде. Причем совсем не обязательно, что такой договор имеет юридическую силу. Отсутствие социальных гарантий — один из серьезных минусов для мигранта и большой плюс для работодателя. Лишь в 2,1% случаев их больничные листы оплачиваются, и всего 5–6% работодателей поддерживают работника из Средней Азии во время болезни, но чаще всего ни о каких больничных и речи не идет», — говорит руководитель Партнерства по борьбе с туберкулезом со множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) Михаил Волик.

Известно, что туберкулез активнее всего распространяется в условиях скученности, а именно так живет подавляющее большинство трудовых мигрантов. Так что если один из таких жильцов заболеет тем же туберкулезом, наверняка очень быстро заразит соседей. Примерно каждый десятый ютится в совершенно не приспособленном для жизни месте: в вагончике, техническом помещении, подвале, сарае или на рынке.

По закону все приезжающие к нам на заработки из других стран должны представить справку о состоянии здоровья, в том числе об отсутствии у них определенных инфекций. Однако, согласно опросу, такой справкой мог похвастаться лишь каждый второй респондент (а среди киргизов таких и вовсе лишь 26%). Справка тоже далеко не всегда свидетельствует о том, что дело чисто: о том, что медосмотр был реально пройден, заявили 82% мигрантов в Москве. Остальные их купили. Зато 98% опрошенных оценивают состояние своего здоровья как «хорошее» или «удовлетворительное».

Кроме того, новое законодательство требует наличия обязательной платной медстраховки у мигрантов. Но эта норма пока не пользуется популярностью: о том, что купили такую страховку, заявили лишь 7% респондентов. А 22% из тех, кто трудится в Москве, отметили, что в случае болезни лечатся сами, так как обращаться в медицинские заведения слишком дорого.

Тем временем туберкулез и ВИЧ в последние годы в России распространяются стремительными темпами. И все чаще эти болезни выявляют вместе. По прогнозам, к 2030 году треть впервые зарегистрированных пациентов с туберкулезом будут иметь сопутствующий диагноз ВИЧ. При этом заболеваемость туберкулезом среди мигрантов почти в 3–4 раза выше, чем среди россиян. Три года назад приводились такие цифры: туберкулез выявляют у 66 из 100 тысяч россиян и у 247 из 100 тысяч мигрантов.

Но, как оказалось, около трети мигрантов в России вообще ничего не знают о туберкулезе. Среди узбеков таких 43%. Большинство мигрантов даже не беспокоятся на тему, что могут заразиться чахоткой. Почти половина опрошенных последний раз делали флюорографию больше двух лет назад, а 17% узбеков не делали ее никогда. И многие заявляют, что не станут обращаться к врачам, если даже заболеют.

Что до ВИЧ, то ввозят к нам его нечасто. Гораздо чаще его от нас... вывозят. У самих же мигрантов ВИЧ выявляют нечасто — в паре процентов случаев. «Заболеваемость мигрантов ВИЧ — одна из причин развития эпидемии в посылающих странах», — говорит Михаил Волик. Однако о такой болезни знают тоже далеко не все мигранты. Так, 53% узбеков о нем даже не слышали. В целом же среди мигрантов ничего не знают о СПИДе 27% опрошенных. Ну а 57% опрошенных никогда не сдавали анализ на ВИЧ. Хотя каждый десятый из респондентов, имеющих нескольких партнеров, даже не предохраняется. Многие не делают этого из религиозных соображений.

Опрос показал, что, несмотря на тяжелые условия жизни и труда, почти никто из мигрантов не собирается прекращать попытки поиска счастья в России, а около четверти из них и вовсе намерены добиться в нашей стране гражданства.

Авторы исследования делают вывод, что у мигрантов пора формировать серьезное отношение к своему здоровью (с учетом плохого знания ими русского языка — простыми и доступными средствами). Иначе не поздоровится в конечном итоге нам...

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Замдиректора РОО «Центр миграционных исследований» Юлия ФЛОРИНСКАЯ.

«С 1 января 2015 года из 20 тысяч обследованных мигрантов в миграционном центре в Сахарове 36 человек были, предположительно, диагностированы ВИЧ-позитивными. Эти люди, потратив изрядную сумму денег, в итоге не получили свои патенты. На наш взгляд, информационная кампания должна активно идти в посылающие страны. Анализы на ВИЧ, гепатит, туберкулез мигранты должны в первую очередь делать на родине, даже если в последующем им придется пересдавать их в России. Это в интересах самих иностранных граждан и посылающих стран. Многие мигранты сейчас воспринимают даже купленные медицинские полисы только как бумажку, которую надо показать при оформлении документов на патент. В связи с этим очень важно работать с посылающими странами и организациями, помогающими мигрантам здесь. До иностранных граждан надо грамотно и понятно доносить информацию о том, что у них на руках полис, которым можно и нужно пользоваться в неотложной медицинской ситуации».

МЕЖДУ ТЕМ

В марте Миграционным центром Москвы объявлен конкурс на выбор страховых организаций на реализацию медицинских полисов добровольного страхования (ДМС) иностранцам, прибывшим в столицу работать. Результатом конкурса станет заключение договоров с 6 компаниями, которым будет предоставлено право реализации полисов ДМС для иностранных граждан, прибывших в центр для оформления патента. Действие полисов, купленных в Миграционном центре, будет распространяться только на территории города Москвы не более чем на 12 месяцев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26791 от 17 апреля 2015

Заголовок в газете: Многие знания — многие болезни

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру