С 2012 года Счетная палата уделяет беспрецедентное внимание проблемам здравоохранения и Минздраву — за это время проведено 14 проверок. И все они носят далеко не беспристрастный характер и проводились людьми, ранее работавшими в Минздравсоцразвития и в настоящее время отвечающими за контроль этой сферы в СП. Очередной злобе и необъективности Счетной палаты в отношении здравоохранения нет предела. Говорю по-русски: они тявкают как из подворотни. Хотя ничего нового не сказано: эти домыслы были уже неоднократно озвучены, в том числе и при отчете министра здравоохранения Вероники Скворцовой в Госдуме, где все фракции поддержали ее. На все эти доводы прозвучали разумные ответы, но они и слышать не хотят, потому что цель у них иная — опорочить Минздрав.
Что же касается «сенсационных данных» проверки, то все приведенные в ней данные легко объяснить. «Скорая» перестала ездить на каждый чих, поэтому выездов стало меньше, зато больше стало выездов «неотложки». При этом ответственности за необоснованные вызовы «скорой» у населения никакой. Рост больничной летальности наблюдается на фоне снижения показателей смертности населения за данный период — с 16,4 до 13,1 на 1000 населения (снижение на 20,1%) и объясняется повышением возможности проведения оперативных вмешательств у пациентов с тяжелым течением болезни и в старших возрастных группах, которых несколько лет тому назад считали неоперабельными.
Анализировать цифры нужно профессионально. Мы стали капиталистической страной, платное здравоохранение в которой было заложено еще Зурабовым и Голиковой.
Серьезные проблемы, конечно, есть. Главная — кадровая, и сегодня особая — финансовая. Но и достижений тоже немало. Например, наши медучреждения сегодня оснащены как никогда. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний упала в два раза. Остановлен развал сельского здравоохранения, начатый Минздравсоцразвития. Идет строительство перинатальных центров, и младенческая смертность за этот год упала на 8,5%. Возрождена диспансеризация, которой не было многие годы. Объем высокотехнологичной медицинской помощи увеличен на 40%, а сроки ожидания этой помощи сократились с 93 дней в 4 раза. Рост больничной летальности наблюдается на фоне снижения показателей смертности населения за данный период.
Мы очень четко представляем существующие недостатки и пытаемся не только критиковать, но и работать, предлагая реальные пути улучшения доступности и качества медицинской помощи. Но Минздрав никогда еще за всю свою историю не работал в условиях такого жесткого прессинга.