Состав Арктической комиссии под председательством вице-премьера Рогозина был утвержден в марте 2015 года председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.
В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов и развитие Северного морского пути. Кроме того, учитывая возросшее внимание к региону стран — членов НАТО, в 2014 году в Арктике приступило к выполнению задач по защите российских интересов Объединенное стратегическое командование, созданное на базе Северного флота.
«Арктика для России — это огромные запасы полезных ископаемых, прежде всего углеводородов. По сути, это физическое подтверждение уникального статуса России как выдающейся энергетической державы. Для нас это гарантия независимого обеспечения нашей промышленности энергоресурсами», — заявил журналистам Дмитрий Рогозин, осматривая перед началом заседания тематическую выставку по Арктике.
«Но Арктика — это еще и Северный морской путь, самый короткий путь из Азии в Европу, — напомнил вице-премьер. — Полуостров Камчатка может стать «хабом» для пополнения ресурсов и ремонта кораблей. Камчатка — это «дверь» в Арктику. Другая «дверь» — Архангельск».
По мнению Рогозина, увеличить поток грузов, проходящих по Северному морскому пути, поможет создание кораблей нового ледокольного класса. И в России сейчас строится целая серия таких кораблей, в том числе новых атомных ледоколов, которые должны быть спущены на воду к 2020 году. «Это говорит о том, что у нас в руках имеется уникальный инструмент для создания «холодного шелкового пути», — сказал вице-премьер. По его словам, новой техники в ближайшее время нашей стране потребуется очень много, так как с широкомасштабным освоением своих северных территорий мы фактически начинаем «арктическую индустриализацию».
Созданием такой техники занимаются в том числе и военные. Так, на военно-транспортных вертолетах уже устанавливается бесплатформенная инерциальная навигационная система для работы в условиях Крайнего Севера. К 2015 году планируется осуществить поставку 120 этих систем для всех типов летательных аппаратов. Наличие нового оборудования позволит летчикам всегда определять свое местонахождение и прокладывать путь даже в случае выхода части электроники из строя. В первую очередь такими системами будут оснащены вертолеты Ми-8АМТШ-ВА — специальная версия Ми-8, которая создается для российской группировки войск в Арктике.