Мой собеседник — Александр Шаенко, инженер, более десяти лет работающий в космической отрасли, кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Баумана. Принимал участие в разработке ракет-носителей «Ангара», самолета Boeing Dreamliner, работал ведущим инженером одной из первых частных российских космических компаний. Сегодня Шаенко вместе со студентами, у которых преподает, практически в гаражных условиях создает спутник и готовит его к запуску:
— Мы хотим запустить спутник именно силами студентов, чего ранее никогда не делалось, — начинает Александр.
— Как? Известно, что силами студентов уже запущено немало спутников — и в МГУ, и в МАИ, и у вас же в Бауманке, и в Сибирском государственном аэрокосмическом университете…
— На самом деле почти все эти спутники студенческими являются весьма и весьма условно. Они запускаются по плану научной работы университета, который готовят в основном профессора и научные работники вуза, изготавливаются большей частью на государственных предприятиях космической отрасли — то есть студенты там, по сути, только рядом стоят и наблюдают.
— А что вы планируете изменить в нынешнем подходе к студенческой космонавтике?
— Я как-то работал в одной молодой частной аэрокосмической компании, и, чтобы продемонстрировать серьезность наших планов, мы изготовили спутник. Буквально — пришли в офис, где были только столы и стулья, а через полтора года наш спутник вышел на орбиту! На нем была аппаратура мониторинга радиоэфира и сбора данных о морских судах. Спутник этот, пусть не научный, был построен руками недавних студентов, а не заказан у аэрокосмических госкорпораций, и быстро! Я считаю, что в рамках вузовской космонавтики должны быть не только серьезные спутники с научной программой, к которым студенты причастны постольку поскольку, но и более простые спутники, пусть даже без цели получить новые научные данные, но спроектированные, рассчитанные и сделанные непосредственно руками студентов.
— Что за спутник вы собираетесь запустить?
— Это спутник для визуального наблюдения под названием «Маяк», работу над которым мы начали летом прошлого года. Вся задача спутника — быть видимым с Земли, но зато очень отчетливо! Любой желающий сможет увидеть его невооруженным глазом, причем перепутать его с чем-либо вы не сможете — таким ярким будет свечение! После вывода на орбиту на спутнике заработает газовый реактор и надует газом полимерную металлизированную оболочку в форме огромной пирамиды. Ее грани станут отражать солнечные лучи и светиться ярче самых видимых звезд.
— На каком этапе сегодня находится работа?
— Мы тестируем оборудование — надувную оболочку, газовый реактор, электронику. Работы близки к завершению — недавно мы проверяли надувание оболочки и работу газового реактора в стратосфере, на высоте 10 километров — в условиях экстремально низкой (до минус 70 градусов) температуры. Для этого узлы спутника поднимали на шаре, наполненном гелием. Этим летом планируется финальный «прогон» — поднятие всего спутника в сборе на высоту порядка 40 километров, практически в ближний космос — там уже очень разреженный воздух. Этот подъем также осуществим на гелиевом шаре.
— Воздушный шар, способный поднять 4 кг, должно быть, немаленький… Безопасны ли такие эксперименты для авиации?
— Даже не 4, а 6 килограммов — помимо спутника на шаре взлетит аппаратура наблюдения за его параметрами. Шар действительно огромный — на земле он имеет диаметр 4 метра, а на высоте за счет разницы в давлении он раздуется до 20 метров в диаметре! Подобные запуски действительно опасны для авиации, но в нашей команде есть один энтузиаст, который единственный в России занимается подъемом шаров в стратосферу на официальных основаниях — у него есть разрешения от военных, авиационных служб и т.д. Каждый запуск требует отдельного одобрения и строго курируется. Этот человек имеет достаточный опыт в подъеме высотных шаров.
— Как финансируется проект?
— Мы использовали краундфандинг — сбор добровольных пожертвований на интернет-площадке, где собираются технари и айтишники. Собрать удалось около 250 тысяч рублей, на которые мы приобретаем материалы для постройки спутника. У нас все предельно открыто и используется «принцип Тома Сойера» — помните, как он принимал от приятелей деньги и игрушки в обмен на разрешение немножко покрасить забор? В смысле, пожертвование позволяет любому участнику присоединиться к студенческой команде.
— После изготовления спутника встанет задача вывода его на орбиту, который своими силами вам уже не осуществить. Как это планируете делать и сколько это стоит?
— Сегодня многие компании в мире предлагают «транспортные услуги» — выводят на орбиту любые спутники, в том числе и частные. Спутник, сделанный в России, легко запустит американская ракета и наоборот — никакой адаптации его к ракете не требуется. Теперь о ценах. Вывод небольшого спутника вполне доступен — доставить на орбиту 1 килограмм полезного груза обойдется в переводе на рубли около 2 миллионов. Наш спутник весит 4 килограмма — то есть его запуск стоит 7–8 миллионов рублей.
— Откуда должны взяться эти немалые для студентов деньги?
— Это, разумеется, самый больной вопрос любого студенческого или любительского проекта. Изыскиваем спонсоров… Перспектива есть.
— Пару лет назад ведущие научно-технические вузы подписали с Роскосмосом соглашение о создании некого «Космического научно-образовательного консорциума». Возможности для бесплатного запуска без привязки к научной ценности спутника все же существуют?
— Честно говоря, мне ничего не известно о деятельности того консорциума. Но зато известны случаи, когда вузам говорили: да, мы запустим ваш спутник бесплатно, но вы должны доказать, что он безопасен для самой ракеты и для других спутников, которые она выводит на орбиту. Для этого вам нужно пройти ряд экспертиз… за несколько десятков миллионов рублей! Так или иначе, сегодня Роскосмосом управляет уже другой человек. С новым руководителем Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации, мы сегодня сотрудничаем и надеемся на его помощь в нашем проекте. «Космос малых форм» сегодня на подъеме во всем мире, его нужно популяризировать и продвигать, и делать это проще доступными проектами, в которых может принять участие каждый, а не только «взрослые ученые»!