Самый большой холодец в мире весом более 400 килограммов приготовили на Москворецком рынке в Москве в минувшую субботу. Прямо скажем, не в сезон. Некошерно это как-то (в смысле скоромно) — угощать москвичей, большинство из которых православные, мясным блюдом в разгар Великого поста, за каких-то семь дней до Страстной недели, за полмесяца до Пасхи. Да еще на халяву, когда у многих нет сегодня лишних денег побаловать себя чем повкуснее. Это, можно сказать, самый настоящий соблазн. Нехорошо. Некрасиво. Грех, короче.
С другой стороны, пост на то и пост, чтобы воздерживаться, да укрощать желания, да бороться с наваждениями, да побеждать в себе лукавого и через это укрепляться духом. Не устоял, прельстился дармовщинкой, пошел на поводу у желудочных позывов, и — пожалуйста, все предыдущие пять недель воздержания насмарку. И уже нет той радости в душе, того чувства очищения, того ликования, которое могло бы быть, если бы ты устоял. Так и будет грызть мыслишка — ел ведь ты от того халявного рыночного холодца-то, что размером был метр на пять, за обе щеки свой кусок уплетал...
Впрочем, церковь на воздержание в еде во время Великого поста смотрит довольно снисходительно. Имеются у нее для верующих самые разные послабления — и путешествующим можно что-то слизнуть в дороге, и по состоянию здоровья от поста духовный наставник может освободить, да и без уважительной причины батюшка в рот заглядывать не станет — как смог, так и выдержал Великий пост, а нет — Бог тебе судья. Но, думается, и Господь в этом случае не самый строгий судия. Ведь недаром уже давно прижилась на Руси поговорка: «Не то грех, что в рот, а что изо рта», подразумевающая, что главное — не голодом в пост себя мучить, а гадкого или завистливого о других не говорить. Так что дело не в возможном наказании свыше за умятый по подвернувшемуся случаю в Великий пост кусок студня, а про собственное, внутреннее к этому у людей отношение. У нас ведь, почитай, завсегда так и бывает: как поститься, так никого, а как Пасха наступит, так каждый первый (ну, ладно, второй) — христианин. В действительности же пост соблюдают, по статистике, только три процента опрошенных. И это в стране, где одна из основных религиозных конфессий — православие!
Но дело опять же и не в статистике. В конце концов отношения со Всевышним — личное дело каждого, как умеем, так и строим, нам отвечать, каждому отдельно. А дело-то в том, что такая вот подмена понятий у нас повсеместная. Скажем, вроде гарантируется бесплатная медицина, а к врачу в городскую поликлинику не попадешь, даже к терапевту надо сидеть часа четыре в очереди, не говоря уже про узкого специалиста, к которому и направление-то не выбить. И вроде льготы на лекарства у нас есть, для многих категорий граждан бесплатные они, но пока рецепт этот особенный вытребуешь да потом дождешься, когда в аптеке препарат по льготе появится, загнешься. Куда проще плюнуть и здоровому члену семьи для нездорового на лекарства заработать. А если нет такового родственника, то и крутись как хочешь. И вроде всеобщее бесплатное образование у нас имеется, но опять же, если по-честному, то в основном класса до девятого, а потом или репетиторам плати, чтобы сдать ЕГЭ на достаточно высоком уровне для дальнейшего обучения на бюджете, либо через два года за платное высшее последние денежки выкладывай.
И получается, что все мы вроде как социально защищенные, но при том совершенно сами по себе выкарабкивающиеся из различных жизненных ситуаций. Но вроде тех а-ля православных.
И появление халявных 400 килограммов холодца на рынке в разгар Великого поста очень даже понятно и в чем-то оправдано. Потому как двойные стандарты рано или поздно всегда прорывает в каком-нибудь узком месте, и красуются они во всей своей лживости и неприглядности.
Студень между тем занесли в Книгу рекордов Гиннесса. А надо было сразу всю Россию туда вписать за внедренный в бытие и сознание лозунг «Хочешь жить — умей вертеться». Да за умение каждого жить двойными стандартами, которые существуют вокруг нас сплошь да рядом как лучший (если, увы, не единственный) способ выживания. Как для граждан, так и государства в целом со всеми его институтами. Включая церковь.