Ялтинский зоопарк «Сказка» и сафари-парк «Тайган» сегодня в обязательной программе посещения туристами наряду с дореволюционными дворцами, средневековыми крепостями и пещерными городами. Среди топовых достопримечательностей Крыма это едва ли не единственные, которые были созданы с нуля уже после развала СССР. В Ялте это был первый частный зоопарк в СНГ, в Белогорске — первый парк львов в Европе… На полуострове впервые появились жирафы, ленивцы, гепарды и еще сотни полторы экзотических представителей фауны.
— 25 октября 1995 года — это дата, когда я пришел в зооуголок возле «Поляны сказок», — вспоминает морской офицер и директор зоопарка Олег Зубков. — Там было всего три клетки и забытые всеми косули, павлины, хорьки и як. С такого старта пришлось все начинать, преодолевая препятствия властей и недоброжелателей. Даже не загадывал, что «Сказке» присвоят статус зоопарка и он будет охраняться как государственное достояние. Думал, что на его создание не хватит моей жизни. А уж про парк львов тогда и вовсе мыслей не было… «Тайган» — это принципиально новый вид зоопарка на постсоветском пространстве. Гуляющие на большой территории десятки львов, за которыми могут наблюдать люди — буквально в открытом пространстве. Это была достаточно дерзкая идея. Но она реализована и работает успешно на практике вот уже три года.
Со второго сезона в сафари-парке была заведена традиция — День открытых дверей для хищников: львов выпускали из зимних вольеров на просторы.
— Зрелище это, конечно, не для слабонервных, адреналин у гостей просто зашкаливал. Ведь львы и львицы начинали делить территорию, самцы тут же начинали мериться силами, и то тут, то там в сафари завязывались жестокие драки взрослых львов. Драки и потасовки продолжаются в течение двух-трех дней, пока львы не поделят территорию и самок.
В конце 2014 года я предпринял отчаянную попытку выехать в Европу и привезти животных и птиц из трех зоопарков, расположенных в Германии и Чехии, —рассказывает Зубков. — Попытка оказалась успешной, и мне удалось привезти кенгуру, ягуаров, пум и еще 230 животных и птиц для пополнения коллекции «Тайгана» и «Сказки». Прошел 4 таможни, 4 границы, выехал благополучно из Евросоюза, проехал всю Украину, а с проблемами столкнулся… где бы вы думали? На родной российской границе на въезде в Крым! Слава богу, люди порядочные попались, все обошлось, а то мог потерять большую часть животных. Буду бороться и стараться ввезти других животных, в том числе оплаченных и ожидающих транспортировки жирафов и зебр, но это чрезвычайно сложно сделать по новым законам.
В этой связи буквально на днях невероятным событием стало «добро» от российских разрешительных органов на ввоз из Чехии пары великолепных жирафов Ротшильда. Этот подвид отличается от тех южноафриканских жирафов, которые уже живут в «Тайгане».
Курортный сезон-2014 для Крыма был, мягко говоря, провальным. Посещаемость ялтинского зоопарка упала в 10 раз, парка «Тайган» — в 3 раза. И на кардинальное изменение ситуации этим летом тоже объективных надежд пока нет. Заложниками ее остаются более тысячи зверей и птиц. Кроме того, у парка львов появились проблемы, о которых там год назад не могли и подумать.
— В Тайганском водохранилище кончилась вода, — перечисляет Олег Алексеевич. — Ее всю спустили в северо-крымский канал для обеспечения жизнедеятельности городов Восточного Крыма. На месте огромного водохранилища осталась небольшая лужа, из которой мы планируем питаться в этом сезоне. При этом цена на воду мгновенно возросла с 24 копеек за кубометр до 3 рублей. Что будет, если и эта последняя вода уйдет или испарится, — трудно предположить. Проблема номер два — питание. Мои парки потребляют 650 кг мяса в сутки, ведь только львов и тигров у нас более ста! Каждому из них нужно по 5–7 кг мяса. А еще волки, пумы, леопарды, ягуары, лисы, еноты, грифы, сипы и другие животные. Мы были ориентированы на доставку мяса из южных областей Украины. Сегодня 10-километровые очереди из фур на таможне при въезде в Крым перечеркнули эту возможность. В России мясо дороже в несколько раз, да еще эта проблемная и грабительская переправа. Для того чтобы только закупить в России суточную норму мяса (без транспортировки), требуется не менее 100 000 рублей! И речь идет о самых низких сортах мясной продукции. Выходов здесь немного: либо сокращать поголовье хищников, либо поднимать цену на входные билеты (но это тоже проблема). Еще одна новая проблема, с которой мы столкнулись в декабре, — отключение электричества. Из-за этого у нас погибло несколько террариумных животных, а также десятки рыб в морском аквариуме. К счастью, сегодня отключений электричества нет.
Теперь Зубков мечтает о слонах.
— Из-за сложной внешнеэкономической ситуации, а также непробиваемости для меня российского ветеринарного законодательства судьба этого проекта сегодня призрачна, — говорит Олег Алексеевич. — Слон не обезьяна, в багажнике не провезешь. Однако всему свое время. О жирафах я мечтал долгих 10 лет, планомерно шаг за шагом шел к своей цели. Приобретение в ЮАР и доставку самолетом из Африки нескольких жирафов можно считать огромной удачей в моей жизни. А появление потомства — уже здесь, в Крыму, — считаю наградой за все усилия.
При благоприятном стечении обстоятельств Крым, как это ни сюрреалистично звучит, может стать родиной жирафов — два жирафенка уже появились.
Амурские тигры, к которым так неравнодушен президент России, — особая гордость Зубкова. Их собирали более 15 лет по зоопаркам России и Украины, а некоторых привозили в Крым даже из Франции и Чехии. Сегодня в коллекции зоопарка и Парка львов более 30 тигров. Если учесть, что в природе Уссурийского края их осталось около 300 особей, то у Зубкова — 1/10 не природной популяции. После присоединения Крыма к России сотрудники Центра защиты и сохранения амурских тигров уже неоднократно приезжали в парк, снимали и фотографировали тигров, интересовались проблемами парка.
СПРАВКА "МК"
Сафари-парк расположен рядом с легендарной Белой скалой — там, где снимали фильмы «Всадник без головы», «Мираж», «Человек с бульвара Капуцинов», — и Тайганским водохранилищем. С началом сезона полсотни львов выпускают на открытую местность — более 30 га крымского предгорья.