Кто заменит Opel и Chevrolet на российском авторынке

Уйти, чтобы не вернуться

У российского авторынка рухнули опоры. Машины гольф-класса стоят теперь дороже миллиона рублей — и их перестали покупать. Производители покидают рынок. Делаем ставки: кто уйдет после SEAT, Opel и Chevrolet и кто останется праздновать пиррову победу.

В Кремле, например, считают уход с российского рынка шагом недальновидным. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя заявление General Motors, заметил: «На рынке вакуума не бывает. Если уходит одна компания, то ее место сразу заполняют другие. Падение продаж сейчас сменится бурным ростом. И тогда, к сожалению, эта компания окажется среди проигравших…»

Уйти, чтобы не вернуться

Такого не было во время кризиса 2009 года — чтобы рынок покидали целые концерны, которые пришли в Россию одними из первых, давно наладили местное производство с высочайшим уровнем локализации. Можно не заметить, как в очередной раз от российских покупателей отступился бренд SEAT, которому в этот раз не помогла и поддержка головного концерна Volkswagen AG. Можно с легкой печалью помахать платочком Alfa Romeo (вряд ли итальянская марка, которую и в сытые времена у нас игнорируют, останется в России во время апокалипсиса — заказы уже не принимаются, так как нет ценников). Можно закрыть глаза на пропажу Dodge, Luxgen, FAW и Changan. Однако просто так отмахнуться от новости, что на России поставили крест Opel и Chevrolet, уже не получится.

Благополучный, сытый и обширный средний класс — основа любого рынка. В начале года в России фактически рухнули продажи всех марок среднеценовых сегментов: перестали покупать как раз Ford, Chevrolet, Opel, Honda — снижение продаж составило 60–80%! Чуть лучше дела у Mazda, Toyota, Nissan и Mitsubishi — минус 40–50%.

Концерн General Motors, в который входят Opel и Chevrolet, плохо переживал и глобальный кризис-2009. Тогда в отчаянии компания собиралась продать Opel — как бы невероятно это сейчас ни звучало, немецкую марку собирался прикупить российский Сбербанк! Однако поддержка родного американского правительства буквально выдернула GM из финансовой пропасти. Как скажется на финансовом положении Opel и Chevrolet нынешний отказ продавать машины в России, пока не очень ясно.

Неужели дела настолько плохи, что GM предпочитает потратить на реструктуризацию налаженного бизнеса в России 600 млн долларов, увольнять сотрудников, преобразовывать дилерскую сеть, оставлять заводы, обеспечивать гарантии нынешним владельцам автомобилей?

Плохи. У Chevrolet в феврале было продано 3255 автомобилей — на 74% меньше, чем год назад. У Opel — всего 912, на 86% меньше, чем в прошлом году.

И все равно — это довольно странный поступок. Совпадение с годовщиной «возвращения Крыма» в бурных фантазиях можно было бы посчитать демаршем американской компании. А если вдуматься в сроки, то в течение 2015 года у Opel и Chevrolet еще немало возможностей передумать… И нанять 200 новых сотрудников вместо проблематичного сокращения нынешнего штата.

Между тем эвакуация с российского авторынка, к которому как будто приближается комета из американских героических фильмов, началась постепенно еще летом. Как и в кино, никто не обращал внимания на первые предупреждения. Однако в январе уже многие компании стали сообщать буквально о целых модельных линейках, которые решено было прекратить поставлять российским потребителям. Причем все они относятся к среднему сегменту: гольф-класс или младший бизнес-класс.

Первыми ласточками в середине года стали имиджевое купе Peugeot RCZ, а также городские компакты Peugeot 107 и Citroёn C1. Мало кого смутила весть о том, что в Россию прекращают завозить седан Chevrolet Malibu — кому он нужен, такой большой и дорогой.

Однако модельные ряды редеют стремительно, и это трудно не заметить. Honda объявила, что больше не будет продавать в России Civic и Accord, а также невостребованный кроссовер Crosstour. Компания Subaru решила не возить в Россию купе BRZ из-за низкого спроса (а родственное купе Toyota GT 86 подорожало настолько, что вряд ли теперь привлечет целевую аудиторию). Ушел с рынка флагман премиальной «ситроеновской» линейки DS 5. Mitsubishi убрала из российских продаж Lancer. Ford не будет продавать кроссовер Edge. Внедорожник Land Rover Defender теперь тоже не купить. Mazda отложила запуск компактного кроссовера СХ-3, который в прежние времена нашел бы в России хороший спрос. Toyota сомневается, стоит ли оставлять в России минивэн Venza.

Катастрофа тем страшнее, что компании не только убирают машины с российского рынка. Они не собираются привозить новинки, которые могли бы занять их место или хотя бы сменить поколение. Например, Ford скоро прекратит продавать S-Max и Galaxy в связи с выходом рестайлинговых версий, которые до России теперь вряд ли доберутся, так же как и преемник Edge.

Peugeot и Citroёn и без российского кризиса сейчас в плачевной ситуации. Однако пока французы уверяют, что не собираются уходить из России (впрочем, Opel еще пару недель назад всерьез рассуждал о поставках Adam в Россию). Однако уже сообщили, что намерены сократить модельный ряд вдвое. Причем сконцентрироваться компании намерены почему-то на самом рисковом в нынешние время среднем сегменте — кроссоверах, а также коммерческом транспорте. Подробностей пока мало, но неужели PSA хочет избавиться от самых перспективных в нынешнем апокалипсисе моделей — седанов 301, C-Elysee и С4 Sedan? Маловероятно. Скорее всего, с рынка уйдут 208 и 308 и хетчбэки С4, возможно, бизнес-седан 508.

У Citroёn продажи в феврале рухнули на 83%, у Peugeot — на 84%. Французы даже говорят о том, что разрешили дилерам продавать в своих автосалонах и машины других марок.

И да, Chevrolet пока оставила на российском рынке вымученные маслкары Camaro и Corvette и дорогой внедорожник Tahoe. Но есть большие сомнения в том, что это надолго.

Если Opel с Chevrolet задумали уход из-за падения продаж, то десятки брендов в России сейчас находятся в такой же ситуации.

Так, у Honda продажи рухнули почти в 10 раз — до 252 автомобилей! Компания пока ничего не говорит о возможном уходе с российского рынка, только о ликвидации части модельного ряда. Возможно, японцы уповают на ближайшее появление новых Pilot и CR-V.

Очень плохи дела у Ford: минус 78% в феврале 2015 года, да еще и забастовка на заводе во Всеволожске. Из-за риска кризиса перепроизводства компания сократила рабочую неделю до трех-четырех дней.

General Motors зачем-то оставил на российском рынке Cadillac. Эта марка премиальная, в этом сегменте в сложные экономические времена сохраняется спрос. Однако Cadillac никогда не был востребован в России и не видел высот немецких конкурентов. И сейчас его продажи падают — в феврале на 65%. Россияне купили всего 34 автомобиля. Надолго ли хватит Cadillac?

После таких катастрофических цифр падение на 50–60 процентов уже не кажется страшным. У Mazda объем продаж сократился в феврале на 39%, но завод во Владивостоке функционирует без перебоев.

А вот с автомобилями SsangYong, которые выпускает то же предприятие Sollers, возникла заминка. Падение продаж внедорожников корейской марки в феврале составило 72%, и пока принято решение не поставлять новые автомобили в Россию. Как нам стало известно, SsangYong не подразумевает ухода с российского рынка. Причина в том, что склады переполнены, а завезенных машинокомплектов достаточно для продолжения производства. Рост цен и девальвация рубля пока не позволяют рассчитывать на стабильные продажи, и для оптимизации стоков поставки приостановлены. Однако марка остается на рынке.

Сейчас никто не возьмется делать прогнозы, поэтому остается лишь смотреть на цифры и гадать: Nissan — минус 45%, Renault — минус 46%, Toyota — минус 40%, Volkswagen — минус 49%, Mitsubishi — минус 51%, Jeep — минус 61%.

Кто заработает на кризисе

Российский авторынок вернулся на начальный этап развития: сейчас продаются премиальные автомобили, самые доступные автомобили и подержанные автомобили. Когда средний класс в кризисе, так обычно и происходит, и нынешние тенденции на российском рынке правило подтверждают. Растут продажи вторички, многие премиальные марки в плюсе.

Однако премиум премиуму рознь. У Infiniti продажи сократились в феврале на 50%, у Jaguar — на 52%, у Land Rover — на 37%, у Volvo — на 34%, у Audi — минус 28%. Про Cadillac уже было сказано выше.

Сохраняется спрос на самые доступные автомобили, вот почему у Hyundai продажи сократились всего на 5%, а у KIA — на 6%. Бюджетные седаны и хетчбэки Rio и Solaris сохранили ценники ниже психологического порога в 600 000 рублей. У относительно доступной марки Skoda на общем фоне тоже, можно сказать, праздник — всего 12% в минус, а за январь-февраль — только 3%. Российская LADA потеряла 23% продаж.

И те компании, которые сейчас выдержат кризис, в итоге окажутся в выигрыше: они займут освободившиеся ниши и в дальнейшем воспользуются восстановлением экономики.

И в дальнейшем у этих марок будет даже прирост — ведь свято место пусто не бывает. Лишившись автомобилей от Opel и Chevrolet и, возможно, каких-то других брендов, россияне будут покупать больше тех, кто там еще останется.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26767 от 20 марта 2015

Заголовок в газете: Уйти, чтобы не вернуться

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру