Один из авторов доклада, Мария Шлярук, рассказала, что одна из основных задач документа - вынести на публику тот факт, что в России нет баз данных с детализацией до преступления. «Специалисты правоохранительных органов это знают, но широкой общественности это до сих пор не известно», - убеждена Шклярук.
В докладе утверждается, что искаженная и недостоверная картина состояния преступности в России появляется нескольким причинам. Одна из них – латентность преступности. То есть о преступлениях либо неизвестно правоохранительным органам, либо о них не сообщают сами потерпевшие, боясь мести или не доверяя полиции и судам. Кроме того, причиной латентности преступлений, по утверждению авторов доклада, являются так же действия правоохранительных органов, которые знают о преступлениях, но в силу ряда обстоятельств их не регистрируют. А основная причина того, что регистрировать преступления не хотят, это проблема раскрываемости, которая, по утверждению Шклярук, по прежнему остается основным показателем работы. Еще один минус нынешнего учета ведения статистики преступлений - в искажении данных о преступности. Правоохранители якобы отбирают для регистрации «выгодные», легко раскрываемые преступления, и отсеивают труднораскрываемые, которые способны испортить отчетность.
«В результате в России каждый год не регистрируется до 26 миллионов преступлений. Из них свыше 2 миллионов укрываются от учета правоохранительными органами», - утверждают авторы доклада.
Одним из решений для изменения системы учета преступлений, авторы доклада видят создание особой структуры, которая будет специализироваться на сборе данных и формировании статистических отчетов. «Это снимет с рядовых подразделений обязанность тратить время на написание отчетов и одновременно повысит их истинность. В перспективе это предполагает перестройку делопроизводства и расширение информатизации», - утверждается в документе. В качестве альтернативы так же предлагается передать систему учета от МВД к прокуратуре, или же сделать официальную статистическую информацию о преступности, о рассмотрении сообщений о преступлениях и о расследовании уголовных дел, в той части, в которой это не противоречит тайне следствия и закону о защите персональных данных, доступной в формате открытых данных.
Впрочем, именно в этой части доклада авторы слегка «поплыли» - уже давно законодательно закреплено, что криминальную статистику ведет прокуратура и в ведении Генпрокуратуры есть даже специальный открытый для всех сайт, где она полностью отражена.
В свою очередь помощник министра внутренних дел Валерий Кожокарь, комментируя доклад, попросил не путать преступность и правонарушения, так как это разные вещи. «Вот в докладе фигурирует цифра 20 миллионов, но это же не заявления о преступлениях. Мы не искажаем статистику, в МВД постоянно идет работа над четким разграничением поступающих заявлений, а это самое сложное, сделать такой фильтр, - сказал генерал. - МВД десятилетиями этим занимается, идут постоянные изменения в приказах, мы пытаемся как-то урегулировать прием, регистрацию заявлений». Он подчеркнул, что в ведомстве за нарушения учетно-регистрационной дисциплины «даже министров увольняют», поэтому упрощать проблему, сводя ее к попыткам сделать крайними сотрудников правоохранительных органов не стоит.