Сайт «Массовки.Ру» — крупнейшее некоммерческое сообщество, где дилетанты, желающие сниматься в кино и на ТВ, находят своих работодателей. Представляются эти люди почти как в рекламе интимуслуг. Например, так: «178 см, размер 52, обувь 43, текст — без проблем». Или так — «175 рост, 85 вес, 50 одежда, 43 обувь. Стрижка — мент. Текст, эмоции»...
«Идеальная злодейка с большим опытом!» — анонсирует себя в резюме Наталья, актриса пусть и сверхмалых форм, но с большим опытом съемок. Описывает себя живо, но не скрывает серьезных планов на будущее: «Типаж: отрицательный персонаж, женщина-вамп, стерва, ведьма, хулиганка, неформалка, наркоманка. Хотя несколько раз играла «чеховских девушек» в блузочке и очках. Интересует: эпизодические роли в кино, телешоу, шоу-выступлениях. Не интересует: роли зрителя в телешоу, эротические съемки, бизнес-сопровождение и пр.».
Мужики почти всегда немногословны.
«Руслан, 31 год, лысый. В любое время».
«Дмитрий, 33 года, 182 рост, в любой день свободен» — столь же коротко, зато внутри анкеты вложены выразительные фотки с прежних съемок — в милицейской форме, врач «скорой», солдат на танке и т.д.
— Полгода я отучилась на юрфаке, после чего потерялся интерес к учебе, да и деньги на нее кончились, — рассказывает свою историю попадания в «кино малых форм» 22-летняя москвичка Юлия Бейгельман. — Начала искать работу, набрела на сайт, где собираются актеры массовки, выложила резюме и фото. Впервые я снялась в массовке в сериале «Ангел или демон». Из интересных последних проектов, где я участвовала, — сериал «Палач» о 60-х годах и поисках женщины, расстреливавшей в войну своих же соотечественников по указке нацистов, а также сериал «Власик» о начальнике охраны Сталина — это уже была даже не массовка, а небольшая роль в эпизоде, в котором я играла подругу Василия Сталина.
■ ■ ■
С кризисом жить «аэмэсам» стало сложнее — работы меньше, скукожились бюджеты теле- и кинопроектов, уменьшились и гонорары. Стала важнее роль бригадиров — сотрудников киностудий, занимающихся подбором актеров массовки, обустройством условий для их работы и, собственно, выплатой гонораров.
— Именно бригадир выбивает бюджет на массовку у продюсера, — говорит Юля Бейгельман. — И если он хочет набрать качественных артистов и предложить хорошую оплату, то он будет добиваться хорошего финансирования. Если бригадиру пофиг, то он возьмет первую же предложенную сумму, не предложит актерам ни питания, ни теплого автобуса, чтобы, скажем, обогреться при съемках зимой и т.п. Сейчас, в кризис, бригадирам в основном не до жиру, и они соглашаются на любые условия. А массовке, соответственно, приходится и голодать, и мерзнуть.
— Можно ли прожить на зарплату актера массовки?
— Зарплаты как таковой нет, есть разовые гонорары. Если ты известен бригадирам, тебя часто приглашают и ты сам готов работать в полную силу — то гонорары сливаются в неплохую сумму. Тысяча рублей за съемочный день — это нормальный гонорар. Те же деньги, но отснять удается за несколько часов — еще лучше. Роль с парой слов или эмоциями — дороже, ночная съемка — вообще отлично, гонорар удваивается. Причем, что забавно, ночная съемка вовсе не обязательно предполагает ночную сцену — сцена может быть, к примеру, в кафе или помещении с искусственным освещением. Просто режиссер так распланировал время. Так что «амс» среднего уровня вполне может зарабатывать тысяч тридцать в месяц. Бывают и существенно большие заработки — когда массовка перемежается ролями третьего плана, но не редкость и безденежье. Традиционно пустой летний сезон, режиссерам и продюсерам тоже нужно отдыхать, и съемок очень мало.
— По образованию я повар, — рассказывает о своем пути в кино 32-летний москвич Дмитрий Щербаков. — С последнего места работы меня сократили, и уже больше года я занимаюсь съемками в различных проектах. Началось все случайно — друзья предложили сняться в массовке на телепередаче. Период съемки в ТВ-массовке, правда, был недолгим — денег там особенно не заработаешь, а времени уходит много. И я перешел на роли в небольших эпизодах. Подобной работой вполне можно зарабатывать от 40 тысяч в месяц.
— Что за роли достаются?
— У меня спортивный типаж, мне хорошо удаются небольшие экшн-роли, драки, погони, образы бойцов, бандитов и ментов. Поэтому меня быстро заметили и пригласили в сериал «Господа-товарищи» — там у меня была небольшая роль опера, который с напарником спасал девушку от похищения. Снимался в эпизодах и массовках в сериале «Паутина», в фантастическом фильме Бекмамбетова «Хардкор», в новой экранизации «А зори здесь тихие…».
— Что посоветуете тем, кто в кризис оказался на распутье и думает попробовать себя в массовке и эпизодах в кино и на ТВ?
— В принципе, это доступно любому. Первое, что нужно, — составить качественное резюме. Не теряйте времени на описание вашего диплома инженера или опыта работы в офисе. Нужна внешность, физические параметры, типаж, опыт съемок. Люди с яркой внешностью имеют хорошие шансы.
Оцените себя сами — какого плана роли вы можете играть? Если у вас хорошо с речью и памятью — обязательно укажите это! Роли даже с небольшими словами оплачиваются выше, чем немые. У меня вот в школе с литературой было плохо, и я на роли с текстом не иду... Затем — фото. Фотографии в обычном, повседневном виде и в каком-нибудь костюме, в образе. Вовсе не обязательно заказывать портфолио в студии за деньги — вполне можно сделать неплохие фото самостоятельно.
■ ■ ■
Владислав Субеев занимается подбором «амс» для крупнейших телеканалов.
— Замечаете ли отток денег из кино и ТВ с кризисом?
— Кризис, безусловно, повлиял на отрасль. Продюсеры хотят сэкономить, стремясь найти варианты подешевле, обращаются к разным бригадирам и выясняют, какие условия те им могут предложить. Я, к примеру, набираю «амс» по 1000 рублей за смену, другой бригадир предложит по 800, третий — по 600 и т.д. Понятно, что когда набирают большую массовку, разница существенная. Однако я стараюсь не снижать по возможности планку гонорара, ибо от этого сильно страдает качество. За 300–500 рублей приходят «гоблины» — я так их называю. Могут прийти пьяные, с похмелья, в спортивной одежде, очень высок процент тех, кто обещал, но не пришел и не предупредил, — а это может привести к срыву съемок.
— А зачем набирать непрофессионалов через сайты «с улицы», хотя существует немало выпускников и студентов театральных вузов?
— Во-первых, выпускников все же ограниченное количество — потребности в «амс» гораздо больше. Во-вторых, нередко бывают съемки, на которые профессиональные (пусть и только после вуза) артисты просто не пойдут. Ну представьте — 600 рублей за съемочный день с 8 утра до 8 вечера, из которых почти все уйдет на проезд и питание… Да и вообще диплом театрального вуза, как ни странно, не критерий ни профессионализма, ни адекватности.
— Правда ли, что все герои телешоу об отношениях между людьми, «судебных» программ и т.п. — подставные, а сюжеты срежиссированы?
— Безусловно, многое срежиссировано, но немало и реальных историй. Такие люди, кстати, могут неплохо оплачиваться. Скажем, приглашают в какое-нибудь ток-шоу на ведущем телеканале людей с интересной историей, но они говорят: «Я никаких интимных вещей говорить не хочу». Тогда им могут предложить какую-нибудь существенную сумму — 10–20–30 тысяч рублей, и они соглашаются говорить о личном.
■ ■ ■
Однако не все безоблачно в мире кино, даже столь малого. Вокруг сообщества «амс» вьется масса мошенников, особенно активизировавшихся в связи с кризисом. Предложений для актеров-непрофессионалов стало меньше, а претендентов, наоборот, больше — за счет потерявших работу граждан. Дурачить таких — дело нехитрое. Схемы мошенников известны — просто в данном случае делается поправка на мир кино.
— Позвонила женщина, представилась Олесей, сказала, что нужны актеры для съемок каталога одежды для китайского интернет-магазина, — рассказывает «амс» Кристина из Москвы. — Работа на два месяца три раза в неделю, гонорар — 480 тысяч рублей! Причем половина авансом, половина в конце.
Подобные истории хорошо знакомы опытным массовщикам. Развесившему уши претенденту на работу уже начинают диктовать список документов (портфолио, фотографии на пропуск в студию и т.д.), после чего внезапно огорчают требованием наличия диплома модельной школы. Как правило, «амс» его не имеет, и раскатавшему губы актеру предлагают срочно сделать липовый диплом за 5–10 тысяч рублей. Изготовлением бумаги любезно предлагает заняться сам работодатель, заплатить нужно тоже, разумеется, ему. Кристина говорит, что все выглядело настолько правдоподобно и выгодная работа была уже настолько на мази, что она поспешила отдать требуемую сумму. После чего, как нетрудно догадаться, «работодательница» Олеся исчезла с горизонта.
Еще одна фирменная фишка мошенников в сфере малого кино — портфолио. Она, в общем-то, недалеко ушла от аферы с «левым» дипломом, но куда более массовая, поскольку через стадию создания портфолио проходят почти все.
— Позвонила некая Анна Андреевна, рассказала о новом проекте их телеканала, для которого в том числе выбрали меня. Я не так давно начала сниматься в программах, и мне это очень польстило, — рассказывает «амс» Ольга. — Звонившая сказала, что меня утвердил режиссер на роль второго плана с оплатой 4700 рублей за съемочный день, но надо сначала сделать портфолио за 3300 рублей в конкретном агентстве, располагающемся на «Мосфильме». В результате я сделала портфолио, но мне никто не перезвонил и на съемки не пригласил...
Подобное мошенничество очень популярно — людей сбивает с толку, что провести съемку предлагается не абы где, а в «Останкино» или на Шаболовке. В этих местах арендуют помещения множество фотостудий. При этом жаловаться совершенно бесполезно — у людей ничего не вымогают, а «рекомендуют», и художественные фотографии для портфолио они таки получают в итоге. А что приглашения на съемки так и не поступает — так ведь и никаких гарантий никто не давал...
Очень многие мошенники стараются обдурить на мелкую сумму, на которую 99 человек из 100 махнут рукой. Делается почтовая рассылка «по площадям» — авось кто-нибудь да клюнет.
«Заработная плата — 2000 р./смена. Но, поскольку имеется печальный опыт сорванных съемок, мы просим подтвердить серьезность намерений оплатой стоимости изготовления магнитного пропуска на студию в размере 300 рублей. Перечислите их на такую-то карту такого-то банка» — примерно так пишут жулики артистам «сверхмалого жанра». Афера стала столь массовой, что кастинг-менеджеры сериалов недавно начали писать на интернет-площадках сообществ массовки — «Это развод! Мы ни с кого не просим денег, а платим вам их сами!»