Какая еще коррупция?

Сегодня это слово в большинстве случаев означает злоупотребление элит доверием общества

Сегодня это слово в большинстве случаев означает злоупотребление элит доверием общества

Кто не сталкивался с коррупцией — поднимите руку! Нет таких. На постсоветских просторах все имели дело с ней, родимой.

От ДЕЗа и гаишников на дороге до самых высоких мест чиновники «кормятся с должности» — считается, что иначе и быть не может, сколько против этого ни борись.

Ан может! Есть страны, где никому даже не приходит в голову их «кормить».

На сайте ведущей мировой антикоррупционной организации — Transparency International (TI) — первым делом бросается в глаза констатация известной истины: коррупция мешает развиваться любой стране. А потом, естественно, мы хотим узнать, где мы находимся в международной табели о рангах.

Ох и грустная же картина...

На интерактивной карте TI использовала разные цвета для обозначения уровней коррупции — от светло-желтого (минимальный уровень коррупции, максимальный уровень «прозрачности») до бордово-коричневого. В этой, последней категории, находятся такие безнадежно коррумпированные нации, как Сомали, Ливия, Судан, КНДР, Афганистан, Узбекистан, Туркменистан, Венесуэла, Ангола и т.п.

Россия вошла в следующую (с плохого конца) группу, где РФ соседствует с «братской» Украиной, Зимбабве, Мадагаскаром, Нигерией, Чадом, Парагваем, а также Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном (плюс еще несколько не самых «прозрачных» стран). Эти государства закрашены густым темно-красным цветом, который «с нашим знаменем цвета одного» (с бывшим то есть).

Потом идут светло-красные, затем — оранжевые, а за ними — темно-желтые, вторые по чистоте: США, Франция, Испания, Португалия, Польша, Англия, Ирландия, Исландия, страны Балтии...

И, наконец, светло-желтым обозначены самые чистые и прозрачные: Дания (наименее коррумпированная страна мира), Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Впрочем, эту классификацию ряд исследователей коррупции считает упрощенной. С их точки зрения, рейтинги Transparency International, Всемирного банка и других организаций не отражают всей коррупционной картины — они охватывают только бытовую коррупцию, которая хорошо видна. А есть еще другая, куда менее заметная коррупция — злоупотребление общественным доверием.

Рядовые граждане доверяют свои судьбы политикам, деньги — банкам, проблемы — адвокатам, личные данные — интернет-компаниям, а те действуют только в своих собственных интересах, пренебрегая взятыми на себя обязательствами. Юристы используют термин «фидуциарная обязанность» — обязанность агента действовать честно и грамотно в интересах заказчика. Агент в данном контексте — это любой, кто представляет наши интересы, от агента по торговле недвижимостью до президента страны.

В США вышла книга Джэнин Уэдел «Неподконтрольные: как руководящая элита разлагает наши финансы, свободу и безопасность» — она посвящена как раз этой проблеме. Проблеме разложения различных общественных институтов: правительств, парламентов, судов, банков, госучреждений, частных корпораций и т.д. Происходит быстрое стирание граней между допустимым и недопустимым — во имя обогащения.

Поскольку я большую часть жизни проработал в СМИ, примеры из этой области напрашиваются первыми. Вот двое известных телеведущих, молодой и пожилой, едут на машине по зарубежной стране, куда их направил один наш телеканал. Они расхваливают достоинства взятого напрокат автомобиля, и я знаю (работал не только в журналистике, но и в пиаре), что это — скрытая и хорошо оплаченная реклама.

В Америке скрытую рекламу допускают, но с ограничениями: требуют, чтобы продвигающие что-то статья или телесюжет были четко обозначены как проплаченный материал. Когда этого нет (а в США тоже все чаще пренебрегают этим требованием), нарушаются наши права — нам втюхивают товары и услуги, якобы «объективно изученные» журналистами, которые «увидели их преимущества».

Четверть века назад считалось недопустимым, чтобы журналист использовал свой имидж для рекламы чего-либо, кроме своей авторской программы на радио или ТВ. А теперь — нет проблем, журналист выполняет роль агента по продажам. Ему платят комиссионные за то, что он нас обманывает: мы-то считаем его источником достоверной информации.

В ХХ веке проштрафившиеся государственные деятели шли если не в тюрьму, то на покой. Сегодня даже самые одиозные из них находят новые, порой еще лучше оплачиваемые должности. Более того — часто они еще и выступают в роли «учителей жизни»! Им платят за имя — оно должно быть узнаваемо, а что за ним стоит, хорошее или плохое, не так уж и важно.

«Бывшие» пользуются этим на всю катушку.

Экс-генпрокурор штата Нью-Йорк, впоследствии губернатор этого штата Элиот Спитцер погорел на проститутках и был вынужден покинуть губернаторский пост; его тут же приютил телеканал CNN, потом другой кабельный канал... Генерал Дэвид Петреус, глава Центрального командования США, позже возглавлявший ЦРУ, тоже пролетел «по женской линии» (у него был «левак» с женщиной-публицистом, создававшей ему имидж национального героя). Сегодня у Петреуса нет отбоя от заманчивых предложений университетов и коммерческих компаний.

Да что там Петреус — Билл Клинтон, лгавший под присягой и за это подвергнутый импичменту, выступает в роли морального авторитета. Он основал филантропический фонд своего имени и «Глобальную инициативу». Одновременно за большие деньги читает лекции и консультирует частную финансовую компанию.

А бывший британский премьер Тони Блэр после ухода с поста главы правительства консультировал уолл-стритовский банк, европейскую страховую компанию, правительство Казахстана и даже... ливийский режим Каддафи. Самое удивительное, как отмечает автор вышеупомянутой книги о невидимой коррупции, — то, что, «консультируя Каддафи, Блэр одновременно был официальным посредником (ООН, ЕС, США и России. — И.Б.) на Ближнем Востоке».

Чудеса, да и только! Но самым большим чудом надо, наверное, считать переход бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера на содержание «Газпрома».

Главная отличительная черта «легальной» коррупции — стирание граней между законным и незаконным, правдой и ложью. В этом новом мире рядовой человек уже мало что в состоянии понять, но чувствует нутром: не осталось ничего, заслуживающего доверия.

Нашим доверием злоупотребляют все: СМИ и благотворительные организации, за что-то борющиеся движения и «мозговые» центры, рейтинговые агентства и контрольно-регулирующие органы государства. Никому нельзя верить, кроме родных и друзей, да и то с оговорками: жизнь разложила многих людей, которых мы прежде знали как благородных бессребреников.

Особенно омерзительно то, как в новом мире коррупция поразила благотворительность.

Ты жертвуешь, скажем, 10 долларов обществу защиты животных, а оно не только бомбит тебя дополнительными просьбами, но и продает (!) твои личные данные обществу борьбы против туберкулеза, ассоциации помощи инвалидам и т.д. А дальше — тебя заваливают почтой, атакуют звонками. Что это, если не предательство общественного доверия?

Джэнин Уэдел, написавшая книгу о невидимой коррупции, отмечает, что одиночные случаи наказания очевидных коррупционеров не решают проблемы. В США каждый год сажают за решетку губернаторов, мэров, конгрессменов, инспекторов, ревизоров и финансовых супержуликов типа Бернарда Мэдоффа, отбывающего 150-летний срок. Но остается прежней система, в которой деньги решают всё — от выхода на рынок новых лекарств до выборов президента.

Россия, несмотря на навязчивые проклятия в адрес Америки, позаимствовала в основном худшие черты американского общества — такие как срастание государства с олигархическим капиталом (это явление в США называют «дверь-вертушка») и использование госучреждениями подрядчиков из частного сектора для получения «откатов». И тут нам даже есть чем «гордиться»: по части липовых тендеров и «откатов» мы Америку превзошли.

Громы и молнии, которые периодически мечет в адрес коррупции политический олимп, не окажут никакого воздействия до тех пор, пока небожители не начнут ее искать рядом с собой, на своих заоблачных вершинах. Нет, «нанайской борьбой» против самих себя никто особо заниматься не хочет. Пусть исследователи коррупции и дальше пишут свои книги, а околпаченный народ пусть недоумевает — и как же это получается? За что ни возьмись, они в шоколаде, а мы — сами знаете в чем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру