Телекритик тоже не в силах сделать паузу, остановиться, оглянуться. Он тоже должен выдавать свой продукт на-гора при любых обстоятельствах. Поэтому я про программу «Голос. Дети», идущую на Первом канале. По-прежнему самую популярную и рейтинговую в нашей стране, несмотря на Украину и прочие ужасы.
Я смотрю этот «Голос» и кричу Билану: «Ну повернись ты уже, сколько можно!» Я подпрыгиваю в своем кресле, забывая, где нахожусь в данный момент, плачу от радости или от обиды за ближнего (в этот момент нет мне никого ближе, чем эти поющие дети). Я болею так, как давно уже не фанател за свой любимый футбол. В последний раз, наверное, это было летом 2008-го, когда мы сделали Голландию на Евро. Но теперь один только «Голос».
Телевидение играет с нами злую шутку — оно воспроизводит эмоцию. Порой из ничего, из собственной придумки, искусственно. При этом по своему желанию гасит самые что ни на есть естественные чувства. Оно управляет нашим внутренним миром, крутит нас, как душе угодно. Только есть ли в этом ящике душа?
После жуткой ликвидации Бориса Немцова вся эта телевизионная накипь вмиг улетучивается, тогда ты сразу чувствуешь фальшь. Но после все проходит, так уж устроен человек, он же ТВ-зритель. И опять нужны новые эмоции. А где их взять? Ну, то-то…
Наша духовная жизнь скудна и небогата, вот и пялимся в «голубое окошечко», ищем. И находим! Чем больше эмоций в эфире, тем больше это будут смотреть — закон жанра. Так вот «Голос. Дети» — это самый настоящий оголенный нерв.
Но выигрывают это шоу два человека — тот же Дима Билан и Пелагея. Они облекают эмоцию, необычайную собственную музыкальность в единственно возможные слова. Не отмалчиваются никогда, но и не хабалят. Умно, тонко, точно и при этом необычайно чувственно. Оказалось, что это какие-то абсолютно гармоничные люди. Их реплики, подача интересны как широким, но не слишком разборчивым массам, так и интеллектуалам. В десяточку!
Третий же член жюри Макс Фадеев говорит мало, однако детки-то в основном хотят в его команду. И обниматься бегут прежде всего именно к нему, такому большому, доброму продюсеру. Впрочем, в параллельном проекте на другом канале Фадеев уже совершенно другой — жесткий и без всяких сантиментов.
И еще Нагиев, Дмитрий Нагиев. Лечащий врач-психотерапевт, обольститель, лучший друг детей и звезда закулисного селфи. Артистичен, гибок, словоохотлив, самоироничен, ну, и циничен, конечно.
Это все здорово, но что же делать с детьми, с их неокрепшими душами. Они так хотят быть первыми, надеются, чтобы их выбрали, повернулись к ним. А если этого не происходит… Тогда Билан, Пелагея и совсем не безумный Макс делают все, чтобы загладить свою «вину». Целуют маленьких неудачников, гладят по головке, встают перед ними на колени. Но поздно… У членов жюри всегда потом появляется некое гадливое состояние греха. Ведь детенышей обижать не рекомендуется.
Взрослый мальчик, ему 14. Это уже крайний возраст для конкурса. Он уверен в себе, говорит: «Если меня не выберут, я расстроюсь, конечно, не сильно. Все-таки я мужчина». Он спел, его не выбрали. Стали успокаивать… А он оступился и начал падать. «Нет, нет, нет!» — закричал Фадеев. Но поздно. Это был обморок. Дирижер Сергей Сергеевич подхватил мальчика на руки, Пелагея бегала рядом, суетилась, все выбежали на сцену. Но что они могли сделать…
После Нагиев объявит, что мальчика этого ждет сюрприз. Наверное, его возьмут дальше, вне конкурса, вне правил — жалко же парня.
Так что это было — эксперимент над детьми? Насилие над ними? Нам могли не показать, как мальчик падает, скрыть. Но нет, показали все, что скрыто. Честно! Чтобы дать новую эмоцию, еще один процентик рейтинга?
Не ясно. Спорный, но замечательный проект. И хочется, и колется. Страшно, а все равно буду смотреть. Жду не дождусь. Чтобы хоть как-то раскрасить свою серую жизнь.
Разговорный футбол
Какой вид спорта самый интеллектуальный? Я придумал себе хороший тест: смотрю, как игроки дают послематчевые интервью, и делаю выводы. Так вот самый интеллектуальный вид спорта — баскетбол. Потому что именно они, от 180 и выше, объясняются на отличном русском, логично, просто и умно. Практически все без исключения.
Ну а у кого из телевизионщиков самый высокий IQ, как вы думаете? Я не думаю, а знаю. Может, вы скажете, у бывших биологов? Да, такие штучные люди на нашем ТВ имеются.
Но нет. С моей точки зрения стороннего наблюдателя, самый высокий IQ у спортивных комментаторов. Потому что им труднее всех. Вот приходит, к примеру, к Владимиру Познеру или Юлии Меньшовой человек. И что? Можно просто подставить микрофон к нему поближе и даже вопросов не задавать, он сам все расскажет. Он — это известный артист, либо режиссер, а может, просто Сергей Зверев. Конечно, иногда такие гости могут сморозить глупость, но как ярко!
А тут вам простые футболисты, гении нижних конечностей, из которых слова нужно вытягивать клещами. Ну, не все же рождаются Сергеем Овчинниковым, который блистал когда-то в «Школе злословия».
Вот они сидят в своем кружочке на маленьком, но гордом канале «НТВ+футбол», часами, без остановки перетирая тактику, технику и Артема Дзюбу. Им не скучно друг с другом. И хоть кто бы повернулся на камеру! Нет, они упиваются этим своим бесконечным футболом, который и есть смысл их жизни.
И вот я сравниваю. Федеральные каналы, политические ток-шоу. Как они там орут, а при этом хоть третьим глазом, но все равно посматривают на камеру: «Ну, смотрите, какой я классный, крикливый, за родину пасть порву! Ну, зафиксируйте меня, запомните меня таким! Заплатите мне, и я еще больше буду родину любить!» Вот что исходит от этих непонятных людей, наверняка ночующих в «Останкино» и кочующих из «Политики» в «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» и обратно.
А ребятам со спортивного канала плевать на эдакую мишуру. Они говорят увлеченно, красиво, копают глубоко, с полной самоотдачей. На фоне «великих» политологов, лезущих из штанов в камеру, эти люди выглядят безусловными профессионалами. Я их от души приветствую.