Николай ГЕРАСИМЕНКО, первый заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья:
- Я считаю, что такой закон необходим. В большинстве стран мира он давно уже есть, а мы в этом плане отстали. Запрещено курение за рулем в Англии, в ряде штатов Америки. Почему я поддерживаю эту инициативу: первое - очень много много жалоб от некурящих, которые ездят в автобусе, такси, маршрутках. Почему они должны травиться? Тем более в закрытых пространствах влияние табака в 3-4 раза больше, чем на свежем воздухе.
Второе — в то время, когда водитель достает пачку сигарет (особенно молодежь на больших скоростях!), возникает много ДТП. Мы по количеству ДТП — одна из лидирующих стран мира. Механизм контроля — наблюдение ГИБДД. Хотя почему мы как дикари, нам нужно все время, чтобы кто-то наблюдал? Должна быть внутренняя самодисциплина у водителей. Вопросом безопасности на дорогах занимается Комитет по транспорту, но я думаю, что Комитет по охране здоровья такую инициативу поддержал бы.
Вячеслав ЛЫСАКОВ, первый заместитель председателя ГД по конституционному законодательству и государственному строительству:
- Это нереальная инициатива! Даже если мы нашим профессиональным водителям запретим курить, они нам скажут: «Слушайте, сначала сделайте нам стоянки, туалеты, комнаты отдыха, кафе. Мы сотни километров едем, а вы нам запрещаете курить». Первое — отсутствие аргументов, которые могли бы быть основанием для введения такого запрета. Второе — кто будет контролировать? Идея, может быть, и благая, но нужно двигаться к отказу от курения вообще, чтобы человек понимал, что это вредно. Это скорее вопрос общей культуры и пропаганды здорового образа жизни, социальной рекламы.
Да, нужно как в Израиле запрещать манипуляцию за рулем с любым гаджетом, но мы не можем добиться, чтобы по телефону люди не разговаривали. Нынешний штраф никого не останавливает, потому что он небольшой и неадекватный деянию.
По логике тех, кто предлагает запретить курение за рулём, нужно запретить есть яблоки в машине. На гаджеты водитель отвлекается, а с яблоками и сигаретами одно и то же действие — рука ко рту, рука ото рта.
Закон о запрете курения проходил очень долго, с большими трудностями, можно было бы внести и это предложение, но вряд ли бы оно осталось: и так слишком много ограничений. Эту тему можно обсуждать, но закон не проходной.
А КАК У НИХ?
Запрет на курение в частных машинах существует в ряде стран в целях защиты пассажиров от табачного дыма и в интересах дорожной безопасности. Но главным образом ограничения касаются тех случаев, когда в автомобиле находятся дети.
Австралия. В различных регионах Австралии существуют ограничения на курение за рулем. Так, в Столичной территории с 2012 г. действует запрет на курение в автомобилях, если там едут дети до 16 лет. Наказание в виде штрафа варьируется: от 250 австралийских долларов на месте или до 5500 по решению суда. В штате Новый Южный Уэльс аналогичный запрет действует с 2009 года, а в Квинсленде — с 2010 года. В Тасмании и Виктории запрещено курить, если в машине едут несовершеннолетние младше 18 лет, а в Западной Австралии — младше 17 лет.
Канада. Запрещено курить в машине в присутствии несовершеннолетних, не достигших 16 лет, в провинциях Британская Колумбия, Ньюфаундленд, Манитоба, Онтарио и др. В Новой Шотландии не разрешено курение в автомобиле, если там находится лицо моложе 19 лет.
США. Запрет на курение в автомобилях с детьми «на борту» действует в Арканзасе (моложе 14 лет), Калифорнии (моложе 16 лет), Луизиане (менее 13 лет), штатах Мэн (до 16 лет), Орегон (до 16 лет), Юта (до 15 лет), Вермонт (до 8 лет).
Великобритания. В Англии с 1 октября 2015 г. планируется ввести запрет на курение в машинах при наличии пассажиров моложе 18 лет — но за исключением машин с откидным верхом.
Тайвань. Власти Тайваня в целях борьбы с загрязнением воздуха и из заботы о безопасности дорожного движения планируют ввести запрет на курение во время вождения автомобиля, езды на велосипеде и даже ходьбы по пешеходным тротуарам.