Как вы думаете, что это за текст?
«Баба Валя, накопив часть своей пенсии, решила улучшить свое материальное положение. Она узнала, что в Сбербанке от пенсионеров принимают вклады под определенный процент годовых, и на этих условиях внесла свои сбережения в ближайшее отделение. Но через некоторое время соседка ей рассказала, что недалеко от той местности, где проживают пенсионеры, есть коммерческий банк, где процент годовых для пенсионеров-вкладчиков в 20 раз выше, чем в Сбербанке. Баба Валя не доверяла коммерческим банкам, но стремление улучшить свое материальное положение взяло верх. После долгих колебаний и ровно через год после открытия счета в Сбербанке баба Валя сняла половину образовавшей суммы от ее вклада, заявив: «Такой навар меня не устраивает!» И открыла счет в том коммерческом банке, о котором говорила ее соседка. Через год сумма бабы Вали в коммерческом банке превысила ее первоначальные кровные сбережения на 65%. Сожалела баба Валя, что год назад в Сбербанке сняла не всю сумму, а лишь половину, однако подумала: «А где же мы не теряли?..» Гендиректор коммерческого банка оказался хорошим: не оставил бабу Валю без навара! А каков в Сбербанке процент годовых для пенсионеров?»
Итак, что это такое? Рекламный проспект? Плутовской роман? Водевиль? Криминальная драма на вечный российский сюжет «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»? А вот и не угадали! Это реальное задание №18.С5 №506959 из недавно написанного в Москве пробного ЕГЭ по математике.
Родители сего порождения креативщиков от математики, мягко говоря, не оценили. Кто-то сразу перешел на ненормативную лексику. Детей же задание про бабу Валю повергло в ступор:
— Получи я эту задачу в стрессовом состоянии на экзамене, она бы вызвала у меня приступ хохота, и я не смогла бы сосредоточиться, — не сомневается 11-классница Даша.
— А меня, — говорит ее подруга Люба, — испугали бы размеры задачи: дочитывая до конца, теряешь нить повествования.
Но хуже всех пришлось Лизе, которой чудо-задача досталась реально:
— Я дорешала ее до конца. Но могу сказать, что шутки в задаче должны хотя бы ограничиваться содержанием. Говоря о числовом эквиваленте, процент в коммерческом банке по вычислениям равен 200% (в Сбербанке 10%). Но я всегда боюсь ошибиться. А такие цифры меня точно выведут из душевного равновесия, и я попросту все зачеркну, убедившись в ошибочности собственного решения.
Примечательно, что использование на экзамене «банковской тематики» носит целенаправленный характер, разъяснил «МК» главный «куратор» ЕГЭ по математике, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко:
— В 2015 году в профильный ЕГЭ по математике обязательно включается задача практического содержания с экономическим смыслом — ситуация из жизни с нормальными числами. Отсюда в данном случае и подсчет процента в банке. Другое дело, что эта задача составлена в стиле Остера и совершенно не соответствует стилистике такого серьезного мероприятия, как ЕГЭ. Поэтому на официально проводимых Единых госэкзаменах таких задач-шуток нет и быть не может. Однако на школьном уровне при подготовке к ЕГЭ, включая пробные экзамены, могут быть использованы любые задания — в Интернете их полно. Этим и пользуются учебные заведения. К слову сказать, в последнее время вузы на «пробниках» стали практиковать такой трюк: раздают заведомо сложные задания, чтобы дети схватились от ужаса за голову, — и тут же раздают листочки с телефоном своих подготовительных курсов, где их готовят за дополнительную плату…
Короче, вузы в любом случае не остаются без навара. Совсем как баба Валя!