- Как вы узнали о том, что ваш брат обвиняется в убийстве Бориса Немцова?
- Я ехал на работу и услышал об этом в новостях. Признаться, был шокирован. Не верю, что мой брат мог пойти на такое преступление! Это невозможно!
- Почему, вы считаете, это невозможно?
- Он много лет служил в органах внутренних дел! С 2001 года! Он служит закону и порядку. Дослужился до лейтенанта и никогда не гнался за званиями, главное, чтобы работа выполнялась должным образом. Он был ведь не абы кто, а заместитель командира полка! При этом служил в батальоне «Север», который подчинялся лично Путину. Служба занимала все его время. Вот даже вырвется бывало на денек на выходной, только сели покушать, и ему звонят - усиление! Вы думаете он роптал или возмущался! Нет! Долг превыше всего. Бросал все и ехал, куда приказали. И вы хотите сказать, что мой брат мог взять и застрелить Немцова? Он бы в жизни не сделал ничего, что может навредить республике. Он служил, чтобы в стране и в его доме был мир.
- Вообще-то, на суде он сам признался
- Не верю я в это. На сколько мне известно никакого признания он не делал. Он вообще следователям ничего говорить не хочет. Единственную фразу, которую они от него услышали: «я люблю пророка Мухамеда» они расценили, как признание. Мы все любим пророка. Это же не значит, что мы все убийцы.
- Что он делал в Москве? Вам известно?
- Нет. Я работаю в Пятигорске сейчас. Занимаюсь монтажом окон, и мы редко видимся. Мы знаем, что он служит в органах, и как-то не принято было выспрашивать его, чего он делает и где бывает.
- А вы знаете, тех кого называют его сообщниками? Братьев Шагида и Анзора Губашевых?
- Они наши родственники. Да работали в Москве. Но у нас много, кто из Вознесенской (почти все задержанные из станицы Вознесенская республики Ингушетия — прим. Авт.), работал в других городах. Работы мало. С деньгами плохо. Но вот то, что их в эту историю приплели вообще очень странно. Они парни такие, вы знаете мухи не обидят. Добродушные тихие. Я вообще сомневаюсь, что они умеют оружием-то пользоваться. Они же не служили в отличие от моего брата никогда и нигде. Откуда у них навыки такие, чтобы исполнить убийство?
- Когда вы виделись с братом последний раз? Когда общались?
- Виделся где-то 4-го, 5-го марта он заезжал в гости. Приехал, поздоровался с матерью и уехал. И через пару дней его задержали в нашем районе.
- Как он себя вел? Было ощущение, что он на взводе или волнуется?
- Да нет, абсолютно спокойно себя вел, как всегда, ничего особенного в его поведении я не заметил.
- А что можете сказать о его семье? Есть ли жена или дети?
- Нет пока. Это наверное отчасти моя вина. Я же старший брат и сам уже третий раз женюсь. А он все никак не может. Таковы наши обычаи. Пока старший не женат и младший не женится.
- Что думают ваши родственники, ваши родители и родители Губашевых о случившемся?
- Мы все считаем, что это какая-то ошибка, недавно созванивались, как раз обсуждали случившееся. Как-то очень странно. Соседи и Губашевых и наши очень хорошо нас знают, заходили приносили соболезнования. По их мнению все обязательно должно разрешиться. Все хорошо знают нашу семью и не верят в то, что говорят в новостях.
По словам жителей города Малгобек, которые хорошо знали семью, около года назад Дадаевы переехали из станицы Вознесенская в числе многих других семей по программе переселения. Из-за активной добычи нефти во времена СССР в этих местах начались сильные оползни, из-за чего жителей стали срочно переселять. Помимо Заура и Руслана у Дадаевых есть еще один старший сын и младшая дочь. Глава семейства несколько лет назад умер. Как рассказал «МК» житель Малгобека Шамсудин Мамилов, хорошо знавший семью — Дадаевы были крепкой рабочей семьей. Никогда не гнались за богатством и жили своим трудом. Никто и никогда не попадал в поле зрения правоохранительных органов. Впрочем, в биографии Заура есть штраф — 5000 рублей за нарушение правил обгона (летом прошлого года в Грозном). Кстати, на вопрос, не знал ли брат Дадаева про автомобиль «ЗАЗ Chance», которым по версии следствия пользовались убийцы, Руслан со смехом ответил: «Брат постыдился бы садиться за руль такой машины».
Владимир Седов
ЧТО ДУМАЮТ ЭКСПЕРТЫ
Владимир РЫЖКОВ, политик:
— Те данные, которые нам представили, вызывают очень большие сомнения. Во-первых, мотив преступления, который представил один из задержанных, выглядит абсолютно надуманным. Мне неизвестно ни одно высказывание Бориса Немцова, которое можно было бы даже при очень большом желании трактовать как антимусульманское, антиисламское. Во-вторых, сам состав группы, организовавшей и совершившей убийство, все же опять выводит на силовые структуры. Среди задержанных — профессиональные бойцы, люди с боевыми наградами... И, наконец, Дадаев уже взял на себя ответственность и за организацию убийства. Все это лишь усиливает подозрения в стремлении следствия не искать заказчика: мол, есть мотив, есть организатор, почувствовавший себя оскорбленным за ислам и давший уже признательные показания, — дело, можно сказать, раскрыто...
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:
— Свою позицию Дадаев занял сознательно, рассчитывая, что на нем все и остановится, так как остальные не признаются в соучастии в убийстве, а его самого смогут вытащить. Но если окажется, что он патриот, как охарактеризовал его Кадыров, то может получиться, что он выполнял волю своего вышестоящего начальства. При этом версия о «Шарли Эбдо» слаба тем, что есть гораздо более негативно высказывавшиеся об исламе люди, у Немцова же не было никакой исламофобии.
Я думаю, что через некоторое время будет организована некая «суперманежка», только теперь на ней будут не футбольные фанаты, а либералы и присоединившиеся к ним национал-патриоты. Либералы выступят в связи с гибелью Немцова, а патриоты — против Кадырова. Возможно, их совместная акция окажется более агрессивной, чем та, что была 1 марта, а дальше возможны варианты... В любом случае те силы, которые заказали эту ситуацию, будут разыгрывать эту карту дальше.
Сергей МАРКОВ, политолог:
— Заур Дадаев был уволен из органов МВД, а затем уехал в Москву работать охранником. Видимо, новой зарплаты ему не хватало, и он начал подрабатывать киллером. Многие солдаты, оказавшиеся в мирной жизни, уходят в криминал, и Дадаев не стал исключением. Он мог стать обычным наемным убийцей, которого наняли в СБУ, а мог оказаться и в какой-нибудь исламской радикальной организации.
Сейчас многие пытаются привязать к убийству Немцова выступление Кадырова на многотысячном митинге в Грозном, но я никаких параллелей не вижу. При помощи ислама Кадыров пытается консолидировать чеченское общество, разрушенное в результате гражданской войны. Благодаря чему еще можно это сделать? При этом он придает этой религии не радикальный исламистский акцент, а представляет ее как национальную особенность чеченцев, и делает это весьма успешно. Любой политически грамотный человек на его месте делал бы то же самое. И если Немцова убили из-за его выступлений в отношении «Шарли Эбдо», тогда на его месте мог быть любой, но в этом никак не виноват Кадыров, так как он стремится восстановить чеченское общество и интегрировать его в общероссийское пространство.
Марина Озерова
Артур Аваков