Орангутанов в Московском зоопарке научили рисовать

Репортер «МК» побывал на занятиях по изобразительному искусству для обезьян

Художники есть не только среди людей. Братья наши меньшие тоже умеют ловко управляться с кисточками, карандашами и мелками, рисуя на бумаге незамысловатые узоры. Чем не импрессионисты? Вот и орангутаны столичного зоопарка не отстают от творческого животного мира и занимаются рисованием цветными мелками. Как это происходит, выяснила корреспондент «МК»

Репортер «МК» побывал на занятиях по изобразительному искусству для обезьян
Процесс рисования для Личи очень увлекателен. Фото из личного архива

Главными художницами в зоопарке выступают две самки — Лича и Чапа. Стаж рисования у них приличный: «девушки» творят уже на протяжении 15 лет. К слову, если судить по другим зоопаркам во всем мире, где практикуется рисование среди приматов, изобразительным искусством занимаются преимущественно самки и детвора. Рассказывает сотрудник отдела научных исследований Московского зоопарка Елена Федорович.

— У самок в поведении заложены пластичность и возможность создания инноваций, то есть тех форм поведения, которые в этих популяциях еще не встречались. А самцы мало принимают участия в выращивании детенышей: сидят, собой заслоняют всю решетку — и это их форма взаимодействия с публикой. Но когда мы начинали рисовать, самцу первому давали мелки, иначе он в любом случае отнял бы их у самки. Да и потом, когда мне самка приносила нарисованный рисунок, я обязательно поощряла за это самца. Ведь в противном случае он бы не допустил такого взаимодействия самки со мной. Впрочем, один из самцов любил рисовать на решетке: орангутана интересует, как результат его действий по отношению к окружению вызывает изменения. Он еще пол красит, иногда на бумаге ляпает. Но красивое — это приоритет самок.

К слову, в большинстве случаев процесс рисования среди обезьян, слонов и других животных — это дрессировка за какие-то вознаграждения. Зверей просто обучают возить кисточкой по мольберту. Когда же сотрудники Московского зоопарка начинали рисовать с орангутанами, задача была посмотреть, захотят ли они спонтанно рисовать по своему желанию. Это одна из частей программы по обогащению жизни обезьян. Лича тогда была еще подростком, а Чапа жила в отдельном вольере с детенышем и самцом. Идею порисовать они восприняли с огромным удовольствием.

— Сначала мы с ними учились взаимодействовать. Мне очень важно было, чтобы меня допустил к Чапе самец, а она, в свою очередь, меня не ревновала к нему. Потому как если с самцом активно взаимодействуешь, самка к этому относится очень негативно и может в контакт не вступить. Начиналось все с того, что я приходила, развлекала и угощала орешками, попутно задавая разные задачи. Начала давать картонку и при помощи жеста просила ее вернуть. Как только самки мне ее отдавали, они получали орешек. Следующим этапом были мелки, которые они съедали сначала. Затем я поощряла отдачу и бумажки, и мелка. Дальше — они получали угощение, когда они этим мелком на бумажке что-нибудь мазюкали, а потом отдавали мне и бумажку, и мелки. Орангутаны ведь достаточно понятливые и достаточно быстро схватывают, что их поощряют за определенные действия.

Одно из творений талантливых орангутанов. Фото из личного архива

Особенностью обезьяньего рисования можно считать то, что мелок «художницы» держат не так, как люди — тремя пальцами, а захватывают его всей пятерней. Ведь у обезьян при манипуляциях доля пальцевого участия гораздо меньше, чем у человека. Хотя большой палец у них используется активно: орангутан зажимает мелок между ним и ладонью. К слову, у нас (в нашем зоопарке) рисуют орангутаны исключительно мелками, поскольку они безопасны для здоровья обезьян. Ведь любой примат тащит в рот все, что попадает ему в руки. Поэтому мы и выбрали мелки, чтобы все, что попадало в рот питомцам, было только кальциевой подкормкой, а не химическими добавками. Занятия настолько увлекали обезьян-самок, что они полюбили и саму Елену. Когда она проходила мимо вольера, они все бросали и бежали ее приветствовать. А Лича, которая славится своим непредсказуемым нравом и может неожиданно схватить за руку или выхватить что-либо у кипперов, с Еленой вела себя весьма корректно и осмотрительно.

— Когда я начинала с ними работу, Лича была в том прекрасном возрасте, который называется «ювенальный» — подросток в предполовом созревании. Ей было все интересно, она по-разному экспериментировала с окружающим миром. У Личи есть свой, особый стиль рисования: она не возит мелком по картону, а помещает его в рот, а потом «целует» бумагу и окружающие предметы. Или оближет пальчик, посмотрит — ах как красиво. Или подходит к бетонному дереву — чмок-чмок, а потом на него посмотрит... Потом любуется на свое творение. Выбирает она для своих художеств преимущественно ярко-синий мелок. А Чапа возит мелком по листу и предпочитает пастельные тона, сидит и ладонью свою «пастель» растирает. И изучает свой рисунок, держа его горизонтально.

Иногда у Чапы получались очень красивые композиции: как отмечали сотрудники обезьянника — в духе импрессионистов. А иногда на картоне выходило что-то, напоминающее птичку или елочку. Однако никаких образов нарочно обезьяны не могут изобразить: у приматов напрочь отсутствует способность наносить символы на бумагу.

— Поэтому в данном случае, когда интерпретируют рисунки, сделанные животными, немножко лукавят, — замечает Елена. — Конечно, никаких символичных образов обезьяны изобразить не могут. Ни натюрморты, ни пейзажи они рисовать не умеют. Они не видят того художественного образа, который у них получается. Животным нравится процесс, а не результат. Поэтому, когда у них получается что-нибудь, на наш взгляд, красиво, мы идем на хитрость и отбираем у обезьян картинку. Так же поступали, когда «рисовались» елочки и птички. А иначе эта елочка, скорее всего, превратится в какую-нибудь «каляку-маляку». И дело не в том, что, на взгляд обезьяны, это будет красивее. У них нет преднамеренного выбора цвета мелка для того, чтобы дополнить что-то на этом рисунке, нет преднамеренности, например, в нанесении линий. Просто одними цветами они предпочитали больше рисовать, а другими меньше.

А вот способностью обучать детенышей обезьяны не обладают. Ученые единодушны: только у человека проявляется teaching — учительство, когда целенаправленно задается инструкция и проверяется правильность или неправильность ее выполнения — когда человек учит своего ребенка правильно держать карандаш, например. У животных же такого нет.

— Мы наблюдаем, что малыши орангутанов очень интересуются мелками, но они не рисуют. Отбирают друг у друга изо рта, у тебя берут мелок, играют, но не рисуют. Но они еще маленькие, у них нет зрительно-манипуляционной координации. Наши человеческие дети до определенного возраста тоже не могут освоить рисование. А детенышам обезьян еще сложнее: зрительно-ручная координация у них по сравнению с нашей очень бедна.

К слову, сотрудники зоопарка вскоре планируют организовать новый сеанс занятий изобразительным искусством. Но сейчас это сделать будет несколько сложнее, так как теперь обезьяны живут большими группами, а значит, их жизнь более насыщенна по сравнению с той, что была у них 15 лет назад.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на lebedevav@mk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26752 от 28 февраля 2015

Заголовок в газете: Обезьяна чи-чи-чи рисовала кирпичи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру