Т.н. «закон паркмэна» был внесен депутатами на волне громких скандалов, связанных с эвакуацией транспортных средств, причем именно в столице. (Паркмэном прозвали москвича Алтухова, который почти сутки просидел в автомобиле, погруженном на эвакуатор, не давая тому начать движение.) Принятый в первом чтении 19 декабря 2014 года текст предполагал внесение незначительных изменений в Кодекс об административных правонарушениях: запретить эвакуацию, если водитель-нарушитель успел подойти до начала движения эвакуатора, и уточнить формулировки статьи, позволяющей штрафовать должностных лиц (и эвакуаторщиков тоже) за нарушение прав граждан. Один из авторов законопроекта, первый замглавы Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков («ЕР»), обещал учесть многочисленные пожелания депутатов и общественных организаций и ко второму чтению дополнить документ новыми положениями.
Дополнили. Но вынести текст на рассмотрение палаты профильный комитет не смог. Утром 26 февраля в Госдуме прошло заседание рабочей группы, в котором приняли участие и юристы аппарата правительства Москвы, и представитель столичного Департамента транспорта. По словам главы Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина («ЕР»), по некоторым вопросам достичь взаимопонимания не удалось. Но к тем нововведениям, что были одобрены в первом чтении, добавилось еще несколько, имеющих шанс попасть в закон, — возражений у столичного руководства они не вызвали.
К ситуациям, в которых возможна эвакуация, будет отнесено использование временно ввезенных автомобилей при отсутствии таможенных документов. Речь идет о купленных за 200–300 долларов где-нибудь в Прибалтике и нелегально ввезенных в Россию разбитых автомобилях, водителей которых нельзя наказать за нарушение ПДД, так как их иностранные номера не читаются камерами видеофиксации. Накладно станет и незаконно парковаться на местах для инвалидов: штраф — безальтернативные 5000 рублей (сейчас — от 3 до 5 тысяч) плюс эвакуация со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Прописали и обязанность должностного лица присутствовать на месте задержания до начала движения эвакуатора — чтобы гарантировать возможность возврата автомобиля владельцу, если тот появится. А копия протокола о нарушении в случае принятия закона будет выдаваться не только нарушителю, но и эвакуаторщику. «Чтобы предотвратить фактический угон без соответствующих документов», — пояснил г-н Лысаков.
Есть еще две поправки, которые Комитет по конституционному законодательству хотел бы внести в текст законопроекта, но готов от них отказаться ради достижения компромисса с московскими властями. Они касаются введения «вилок» при определении размера штрафов за парковку с нарушением знаков или разметки и за парковку в нарушение ПДД. Сейчас, к примеру, за первый вид нарушений в регионах берут 1500 рублей, а в Москве — 3000 рублей, депутаты хотели прописать «от 1000 до 1500» и «от 2000 до 3000 рублей». «Мы считали, что в условиях кризиса и снижения доходов населения это было бы правильно, — говорит г-н Лысаков, — но регионы зарабатывают административными штрафами и заинтересованы, чтобы они были больше»: при фиксации нарушения видеокамерой штраф выписывается минимальный, если в санкциях есть «вилка».
По двум пунктам правительство Москвы, по словам г-на Лысакова, заняло «непримиримую позицию» — оно против.
Первый из них (это главный «камень преткновения») — предложение запретить эвакуацию за остановку (стоянку) в нарушение запрещающих знаков или разметки, если автомобиль не создает препятствий для движения транспорта или пешеходов. В таких случаях, считают депутаты, достаточно оштрафовать нарушителя. «Эта мера свела бы на «нет» большинство конфликтов, связанных с эвакуацией», — полагает г-н Лысаков. Сейчас, заметил он, запрещающие знаки в Москве «множатся с космической скоростью», а эвакуация стала «откровенным бизнесом».
Возражает столичное правительство и против намерения с 1 июля 2015 года лишить регионы права самим утверждать порядок перемещения, хранения и оплаты эвакуации. В Госдуме считают, что с этим лучше справится Правительство РФ.
Г-н Лысаков теперь обещает направить запрос в Генпрокуратуру, чтобы выяснить, «куда идут деньги, полученные столицей от эвакуации, и кто конкретно владеет штрафстоянками...»
Спор между Госдумой и Москвой придется разрешать Белому дому и Кремлю. «Мы вчера направили материалы в Правительство РФ, чтобы оно высказало свое мнение, многое зависит и от позиции ГПУ (Государственно-правовое управление президента. — «МК»)», — сообщил первый зампред комитета...
Официальный комментарий департамента транспорта Москвы:
«Проект Федерального закона о «смягчении правил эвакуации» носит крайне субъективный характер, потому что защищает интересы водителей в ущерб общественно-публичным и государственным интересам. Запрет на стоянку и остановку транспортных средств устанавливают только там, где припаркованный автомобиль может стать помехой для движения других транспортных средств. Поэтому законодатель вполне логично и обоснованно предусматривает возможность задержать и переместить такие транспортные средства на штраф-стоянку. Определить «на глаз», насколько неправильно припаркованный автомобиль мешает другим участникам движения часто бывает невозможно, для этого и созданы ГОСТы по организации парковочных мест на улично-дорожной сети. В настоящее время эвакуация осуществляется только в соответствии с установленными ПДД правилами».
Предложение о том, чтобы условия эвакуации устанавливались на федеральном уровне, а не органами местного самоуправления региона, в департаменте транспорта Москвы назвали нецелесообразным. «Стоит также отметить, что установление порядка перемещения задержанных транспортных средств уже ранее находилось в ведении Правительства РФ, но впоследствии была передана субъектам РФ ввиду неэффективности такой организации работы».