— Мы считаем, что судебная экспертиза, которая была проведена подсудимому в ходе предварительного следствия не может являться допустимым доказательством по этому делу. У нас есть все основания сомневаться в ее законности, - пояснил «МК» позицию потерпевших адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родных убитого учителя географии.
Как считают представители потерпевших, во время проведения исследования специалисты из Института им. Сербского допустили сразу несколько нарушений. Во-первых, заключение, согласно которому парень страдает шизофренией, было написано еще за десять дней до окончания обследования его врачами. Во-вторых, подписку об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение специалисты Института имени Сербского дали уже после того, как экспертиза была закончена.
Вызывает недоумение потерпевших и просьба прокурора переквалифицировать одну из статей обвинения на более мягкую.
— Что это было, как не захват заложников? Он удерживал своих одноклассников, угрожал им, говорил, что прятаться под партами бесполезно — если он решит стрелять, то пробьет сразу несколько парт. Он несколько раз стрелял по окнам, убил учителя и полицейского, тяжело ранил другого стража порядка. Разве так выглядит незаконное лишение свободы? - удивляется адвокат.
Во время прений выступили все участники процесса. Мама убитого учителя географии Андрея Кирилова очень эмоционально попросила суд не допустить того, чтобы убийца ее сына ушел от ответственности.
— Она уже в который раз попросила всех присутствующих обратить внимание, что подросток вменяем: он адекватно себя ведет, отвечает на вопросы. В своей речи она также сказала, что вина в этой трагедии лежит и на родителях Сергея. «Потому что именно они обучили парня стрелять и привили ему любовь к оружию».
В свою очередь родители Сергея попросили прощения за произошедшее. Но, как уверяет адвокат Трунов, довольно странным образом.
— Они говорили, что во всем виновата болезнь. Это она — причина трагедии. «Она заставила нас всех страдать». А адвокат подсудимого и вовсе предложил переквалифицировать статью убийство на непредумышленное убийство. Он говорил, что подросток случайно стрелял в щель двери и случайно попал в полицейских. Но разве бывают такие случайности: 4 раза выстрелил и 4 раза попал? - удивляется Трунов.
Адвокат «школьного стрелка» Владимир Левин не отрицает: он действительно просил суд переквалифицировать несколько предъявленных его подзащитному статей.
— Причем, эту позицию я высказывал еще 12 февраля 2014 года, когда мальчику только предъявили обвинение. Тогда я писал ходатайство о переквалификации некоторых его действий и очень рад, что в итоге прокуратура к мои доводам прислушалась.
— Владимир Львович, почему вы считаете, что захвата заложников не было?
— Потому что захват заложников предусматривает выдвижение определенных требований. А он ничего не просил. В данном случае имело место просто незаконное лишение ребят свободы.
— Но он же не просто зашел в класс и закрыл дверь на замок. Он наставлял на одноклассников оружие...
— Это значения не имеет. Я могу лишить вас свободы, замахнувшись на вас табуреткой и пригрозив вам сидеть под столом. Но это будет именно лишение свободы. Я лишаю вас возможности делать то, что вы хотите, в первую очередь — передвигаться.
Объяснил адвокат и свою позицию относительно предъявленного школьнику обвинения в убийстве полицейского.
— Я изначально говорил, что это было убийство по неосторожности. Он не планировал убивать полицейских, он пытался их отпугнуть, не подпустить к себе, поэтому и стрелял. В обоих случаях он попал в плечо. Но он не мог знать, что из плеча пуля пойдет по организму и причинит одному из них смертельные увечья.
— Но как я понимаю, убийство по неосторожности предусматривает отсутствие умысла. А здесь он вроде бы усматривается.
— Сейчас уже некорректно говорить о каком-либо умысле в его действиях — он признан невменяемым. Говорить можно только о действиях — а в его действиях не было намерения именно убить полицейских.
Во время прений слово предоставили и самому подростку. Но он, как и ранее, от выступления отказался, сказав, что во всем поддерживает своего адвоката.
Решение по этому делу будет оглашено 3 марта.