Совершенно непонятно, почему тема штрафа за создание помех движению после аварии так возбудила чиновника и СМИ именно сейчас. Ведь соответствующие поправки в ПДД правительство России внесло еще в сентябре 2014 года!
Дело в том, что до последнего времени было так: если водитель покинет место аврии у него автоматически появляются проблемы со статьей 12.27 часть 2 КоАП РФ. То есть вырисовывается перспектива лишиться «прав» на срок от одного года до полутора или получить до 15 суток ареста. Даже если все участники происшествия не имеют друг к другу претензий, закону все равно: стойте и ждите офицера ГИБДД. Правительство совершено справедливо решило, что столь радикальное требование провоцирует возникновение гигантских пробок из-за пустячных столкновений. И четко прописало в ПДД случаи, когда водитель не «может», а «обязан» изменить местоположение машин на проезжей части после аварии.
В частности, когда ДТП обошлось без жертв и пострадало только «железо», водитель должен убрать машину с дороги в случае, «если движению других транспортных средств создается препятствие». Предварительно зафиксировав местоположение всех относящихся к ДТП машин, предметов и ориентиров на местности с помощью средств фото- и видеофиксации. А также записать данные свидетелей.
Далее, если участники ДТП согласны друг с другом в его причинах, они отправляются в ближайшее подразделение ГИБДД или полиции и там оформляют бумаги. Если не согласны — сообщают в полицию и ждут указаний из дежурной части. Либо к участникам ДТП вышлют наряд, либо им предложат явиться в отделение по вышеприведенной схеме. Что делать, если у тебя сел телефон и ты не можешь сфотографировать (снять видео) всех последствий аварии, кстати, тоже непонятно.
За нарушение этого правила водителям грозит, судя по всему, все та же 12.27 статья КоАП, только на этот раз ее часть 1: 1000 рублей штрафа за «невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с дорожно-транспортным происшествием».
Неплохая попытка покончить с гигантскими заторами, возникающими из-за пары помятых бамперов. Однако в условиях крупных городов толку от этого нововведения в ПДД будет не много. Ведь в Москве, например, за день происходит порой до 1500 аварий. Допустим, произошла авария на крупной вылетной магистрали. Куда ее участники уберут машины? Правильно, на обочину, - им просто больше некуда деваться. Таким образом, одна полоса трассы все равно будет перекрыта, что неизбежно создаст затруднения движению. Хотя, конечно, не столь серьезные, как если бы машины участников ДТП раскорячились посреди дороги. То есть будет не глухая пробка, а всего лишь серьезный затор. Это в случае, когда побитые машины остались на ходу. А если нет, то в любом случае им придется ждать эвакуатор, который, по опыту, все равно прорываются через пробку к месту аварии не раньше сотрудников ДПС. Служивые же с удовольствием оштрафуют участников аварии на 1000 рублей за то, что те не смогли перетащить свои машины к обочине на руках...
Реально уменьшить количество заторов из-за мелких ДТП можно не штрафами, а совершенно иным способом. Достаточно лишь ввести в практику автострахования одно простое правило: ни ОСАГО, ни КАСКО не должны покрывать повреждения лакокрасочного покрытия бамперов. Вот увидите: на дорогах сразу стане гораздо легче. Тем более, что поправки в ПДД, которые вступят в силу с июля 2015, разрешают водителям покидать место аварии в случае, когда у них нет претензий друг к другу.