Из сообщения пресс-службы московской полиции следует, что «Навальный в конце минувшей недели был задержан в московском метрополитене за попытку нарушения общественного порядка. В отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, и он был обязан явиться в суд, однако в назначенное время не сделал этого».
Приехав в офис Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), который возглавляет Алексей Навальный, сотрудники МВД заявили, что он обвиняется в нарушении порядка проведения массовых мероприятий и ему вменяется нарушение ст. 20.2 КоАП (нарушение правил проведения митинга), а поскольку административное дело будет рассмотрено сегодня, поэтому его необходимо доставить в Пресненский суд Москвы. Санкция по данной статье, помимо штрафов, предусматривает также административный арест от 8 до 30 суток.
Однако оппозиционер в своем твиттере писал (прямо из зала суда), что связывает активность полиции исключительно с маршем «Весна», и о заседании суда, где рассматривалось дело в отношении него, ему ранее ничего не было известно.
«Это все делается для того, чтобы я не мог принять участие в марше. Странно – только политическая акция, как за мной начинает бегать полиция», – заявил оппозиционер судье. На что та отвечала: «Так задуматься надо тогда, Алексей Анатольевич...».
Навальный выдвинул ходатайство об отводе составу суда, мотивировав это тем, что судья Ирина Зубова уже рассматривала ранее его дела и назначала 15 суток ареста. Однако судья самоотвод отклонила. И в итоге назначила ему те же 15 суток ареста.
«МК» попросил прокомментировать ситуацию одного из адвокатов Навального Вадима Кобзева.
– Статья, по которой судят Навального, предусматривает нарушение правил проведения митинга, но Алексей лишь раздавал листовки, разве правомерно в данном случае применение этой правовой нормы к нему?
– Я могу лишь предполагать, что полиция раздачу листовок в метро трактует как несанкционированную акцию.
– Но в метро, на улице часто раздают листовки: кто-то предлагает взять рекламные флаеры, кто-то общественно-политические, разве это противозаконно?
– Раздача листовок не трактуется как публичное мероприятие, поэтому здесь не нужно ничего согласовывать с властями. Алексей Навальный не вел агитацию в метро, он просто раздавал листовки. С таким же успехом он мог просто сказать какому-то гражданину: приходите на шествие. Он не проводит никакую акцию, поэтому не может нарушать никакой закон. Правда, у нас уже часто бывало так, что стоит Навальному появиться в общественном месте, как его тут же окружают журналисты, и потом все это судебной системой трактуется как несанкционированная общественная акция и нарушение порядка. А если Пугачева с Галкиным выйдут на улицу или спустятся в метро, вокруг них ведь тоже журналисты соберутся, и что тогда? Их тоже потащат в полицейский участок?
– Сейчас в твиттере Навальный написал, что в суде ему предъявили протокол, написанный карандашом, а когда он попросил допросить реальных свидетелей, то судья отклонила это ходатайство, так как, по ее мнению, это ничего не даст. Как вы оцениваете это решение судьи?
– Я вам больше скажу: когда полиция задержала Навального в воскресенье, он провел в отделении 8 часов, и никаких бумаг при нем не составляли. Его отпустили, и никакой материал по задержанию на него не составлялся, по крайней мере, обвинение ему не предъявлялось, он ничего не подписывал. Это уже все было сделано потом , в тиши кабинетов, задним числом.
– Тогда зачем это все делается сейчас, и почему суд проходит на ночь глядя, в такой спешке, когда на ознакомление с материалами дела Навальному дали 15 минут?
– Если рассуждать с политической точки зрения, то есть несколько вариантов. Во-первых, Навального могут сейчас посадить на 30 суток, и тогда он не сможет принимать участие в марше «Весна». Второй вариант – ему сейчас присуждают штраф, первого числа он идет на акцию, и там его опять за что-нибудь привлекут. Санкции по статье, которую вменяют сейчас Алексею, предусматривает до 30 суток и штраф. Но если в течение 180 дней человек привлекается к административной ответственности два и более раз – может наступить и уголовная ответственность.