Россияне отказываются делать подарки на День Святого Валентина

Кризис заставляет людей экономить на "необязательных" товарах

Впервые за долгие годы россияне могут отказаться от традиции дарить подарки на День святого Валентина, 23 февраля и даже 8 Марта. Ликуют разве что продавцы цветов: они внакладе точно не останутся: в гендерный праздник букет девушке, жене или коллеге обязателен. Хотя, возможно, праздничных сверхприбылей, к которым привыкли торговцы, они уже не получат.

Кризис заставляет людей экономить на "необязательных" товарах

— Хуже всего ситуация у населения с наименее низким уровнем доходов, — говорит финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Так, согласно официальной статистике, у наименее социально защищенных 20% российских домохозяйств на продукты питания приходится около 45% в структуре расходов. При этом по итогам января продовольственная инфляция составила почти 21% в годовом выражении.

Даже не самые бедные люди начали переходить на более дешевые продукты питания и стали сокращать другие расходы. «Поскольку цветы и подарки точно не являются товарами первой необходимости, расходы на них, очевидно, пойдут под сокращение в первую очередь, — считает Тимур Нигматуллин. — Население с наиболее низкими доходами может вовсе отказаться от подарков. И даже если учесть, что люди с высокими доходами не оставят близких и друзей без презентов, я жду сокращения среднего бюджета минимум на треть по сравнению с 2014 годом».

— Подарки не всегда связаны с наличием денег, — говорит социальный психолог Екатерина Левина. — Мне кажется, что снизится количество или, скорее, качество формальных подарков — например, коллегам по работе по случаю праздника. Если экономическая ситуация будет ухудшаться, приоритеты, возможно, будут пересмотрены в пользу более практичных вещей. Но всегда будут те, кто вкладывает душу и ищет возможности, проявляет творческий подход.

В последнее время наметилась тенденция: дарить вещи, сделанные своими руками. «Своими» — это, конечно, громко сказано. Сейчас продается множество специальных хенд-мейд заготовок, из которых можно «слепить» замечательный презент. Цены — вполне демократические: 150–200 рублей.

— Особенно часто хенд-мейд дарят людям, у которых уже все есть и их трудно удивить. А вот если купить белую керамическую кружку и написать на ней специальным фломастером «Я тебя люблю» — это отлично сработает, — говорит гендиректор агентства по организации празднико Егор Доброгорский. — Да и многие корпоративные клиенты в этом году не дарят дорогостоящие подарки своим партнерам, а заказывают хенд-мейд в детских домах. Компания перечисляет на счет детдома взнос, а малыши рисуют открытки. В них корпоративные клиенты вкладывают свое пожелание и отдельно указывают, что в этом году решили не тратить большие деньги на подарки, а помочь нуждающимся.

...За два дня до праздника, в четверг, ни в одном из цветочных магазинов (а обошла я их с добрый десяток) покупателей не было. Основная масса людей придет за букетами в последний момент.

— Лучше всего брать цветы за день до праздника, — посоветовали мне в одном из павильонов. — И цены в сам праздник будут выше, и качество букетов хуже. Флористу не до красоты — обычно выстраивается очередь.

Впрочем, сильно подорожать цветы не смогут по той простой причине, что цены на них с декабря и так поднялись в два, а то и в три раза. «Последняя поставка была очень дорогой, — пожаловался продавец цветочного ларька. — Цена некоторых сортов выросла в полтора раза. Мы продавали розочку за 100 рублей, а теперь — за 150. Российские цветы раньше стоили ощутимо дешевле, а теперь некоторые подмосковные производители сориентировались и продают их по «европейской» цене, а то и выше. Уже и не отличишь, где чей товар...»

Торговля цветами всегда была выгодным бизнесом. В Москву душистый товар в основном возят из Эквадора и Голландии. Причем Голландия — не столько производитель, сколько своеобразный перевалочный пункт: там проходят цветочные аукционы. Стоимость цветов в странах-поставщиках и в московских ларьках отличается в 8–10 раз.

Так, например, 50-сантиметровая эквадорская роза премиум стоит в Кито 25–28 центов (16,5–18,5 рубля). После доставки в Москву цена поднимается до 68–70 центов (44,9–46,2 руб.). Ну а на столичных прилавках колючая красавица уже продается за 120–150 рублей — в непраздничные дни, разумеется.

— Скорее всего, на праздники цены взлетят не в 2–3 раза, как в прежние годы, а процентов на 20–30, — полагает Егор Доброгорский. — Я думаю, что львиная доля мужчин по-прежнему не откажется от покупки цветов.

Другое дело, что либо уменьшится размер букета, либо вместо дорогих сортов будут цветочки подешевле. Если раньше дарили орхидеи, сейчас «в моду войдут» тюльпаны. Нет возможности подарить охапку — значит, мужчины ограничатся одной символической розой.

Кстати, согласно рейтингу, подготовленному справочным сервисом 2ГИС, Москва — не самый благоухающий город в России. Из 15 российских городов-миллионников на первом месте по концентрации цветочных салонов оказался Красноярск. В нем на каждые 10 кв. км в среднем приходится 11 магазинов цветов. Москва заняла пятое место — в столице на территории площадью 10 кв. км — 10 цветочных салонов. Между Красноярском и Москвой в топ-5 расположились Екатеринбург, Санкт-Петербург и Новосибирск. Меньше всего цветочных магазинов в Волгограде — 2 салона на 10 кв. км.

Если же сравнить города по общему количеству салонов безотносительно площади, то первое место ожидаемо заняла столица — 2600 цветочных магазинов. Второе место у Санкт-Петербурга (больше 1500), на третьем — Екатеринбург (520), на 15-м — Ростов-на-Дону — 135.

Бренд-директор студии флористики и декора Владислав Ярковой считает, что предугадать, насколько снизится спрос на цветы и подарки, сейчас сложно. Очевидно одно: если человек хорошо зарабатывает, любит своих близких и привык делать, может, не всегда дорогие, но стильные, качественные и практичные подарки — он не изменит своего отношения к этому и в кризис.

Но в любом случае отныне подарки будут означать больше, чем дежурный жест.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26741 от 13 февраля 2015

Заголовок в газете: Кризис ударил по подаркам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру