Тайны Ялтинской конференции: «гвоздем программы» был «польский вопрос»

Чтобы вожди могли решить судьбы Европы и мира, понадобилось 500 офицеров НКВД

Продолжается парад юбилеев важнейших событий Великой Отечественной  войны, предшествующих грядущему 70-летию Победы. 4 февраля отмечается круглая дата знаменитой Ялтинской конференции: с момента ее начала прошло ровно семь десятилетий. В канун этого юбилея МИА «Россия сегодня» провело встречу со специалистами-историками, которые рассказали немало интересного о той важнейшей встрече трех «политических тяжеловесов».

Чтобы вожди могли решить судьбы Европы и мира, понадобилось 500 офицеров НКВД

тестовый баннер под заглавное изображение

На протяжении всех прошедших лет ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что Ялтинская конференция стала прологом к созданию послевоенного порядка в мире. Намеченные тогда важнейшие решения – о границах государств в Европе, о создании ООН,.. – не пересматривались на протяжении полувека, вплоть до 1990-х.

Но почему для столь судьбоносной встречи харизматических лидеров трех государств-союзников был выбран именно Крым, лишь незадолго до того освобожденный от оккупантов?

– Еще после первой встречи «большой тройки» в Тегеране в 1943 году были запланированы следующие подобные же мероприятия. В качестве возможных мест их проведения наши союзники называли тогда Аляску, Исландию, Вашингтон.., – рассказал ведущий научный сотрудник НИИ военной истории Академии Генштаба Вооруженных Сил РФ Виталий Богданов. – В июле 1944 года президент Рузвельт написал Сталину письмо о необходимости личной встречи для обсуждения вопросов политического строительства в Европе и мире после окончания войны. Вскоре такое же предложение поступило и от английского премьер-министра Черчилля. Рузвельт предложил выбрать в качестве места встречи север Шотландии, как некую «среднюю» географическую точку между Россией и Америкой. Однако, когда приступили вплотную к организации такого «рандеву», Сталин отклонил американский вариант: части Красной Армии ведут решающие бои на Восточном фронте и он, как Верховный Главнокомандующий, должен находиться неподалеку от театра военных действий, чтобы иметь возможность эффективно управлять войсками, поэтому встречу следует провести в Москве. Американцы высказали опасение, что путешествие в далекую и холодную Россию будет слишком трудным для больного президента США. Тогда из Кремля предложили более подходящий здоровью Рузвельта вариант: мягкий субтропический климат Советского Крыма.

Конечно создать в Ялте и ее окрестностях все необходимые условия для этого было очень непросто. В первую очередь речь об обеспечении безопасности лидеров трех государств. В уже освобожденном от врага Крыму вновь установили режим прифронтовой зоны. Сюда было переброшено 4 полка НКВД, на аэродромах размещено более 160 боевых самолетов, в прибрежную зону вернулись боевые корабли Черноморского флота... Территорию Ливадийского дворца и окружающего его парка окружили 3-метровым забором, периметр которого охраняли пограничные наряды с собаками. Кроме того «режим» обеспечивали около 500 офицеров НКВД, сотни армейских солдат и командиров...

Шла подготовка к встрече Сталина с Черчиллем, Рузвельтом и по другим стратегическим направлениям. В феврале 1945-го под руководством Берия состоялось специальное совещание руководителей советской разведки. На основании имеющихся данных обсуждались перспективы противодействия Германии наступлению наших войск. В итоге сделали вывод, что гитлеровцы, у которых на исходе боеприпасы и горючее, продержатся не более трех месяцев. Кроме того актуален был еще один вопрос: какие предложения по послевоенным границам в Европе можно реально высказать союзникам. На сей счет мнение наших «штирлицев» было таким: по крайней мере разрабатываемые в Кремле предложения по Восточной Европе не должны вызвать серьезных возражений со стороны руководства США и Англии.

– Успешный для советской стороны ход переговоров в Ялте обусловили несколько факторов, – пояснил главный научный сотрудник НИИ военной истории Академии Генштаба Вооруженных сил РФ Мирослав Морозов. – К тому времени Красная Армия успешно развивала свое наступление в Восточной Пруссии, только что сокрушительным поражением гитлеровский войск закончилась Висло-Одерская операция, завершался разгром противника под Будапештом... В то же время у союзников на Западном фронте дела шли отнюдь не блестяще. Им едва удалось справиться с контр-наступлением немцев в Арденнах. Примечательный факт: главнокомандующий союзными войсками Эйзенхауэр полагал в те дни, что на рубеж Рейна его дивизиям удастся выйти лишь к маю, а чтобы полностью завершить Вторую мировую войну потребуется еще около полутора лет. В условиях, когда антигитлеровской коалиции противостояли около 300 не разгромленных дивизий Третьего Рейха, западным союзникам крайне важна была полноценная поддержка СССР. Ради этого они согласны были на компромиссы, на весьма серьезные уступки. Большое значение имел также фактор борьбы за лидерство в западном мире между Англией и США.

Судя по протоколам переговоров в Ливадийском дворце, одним из главных и самых «емких» пунктов в программе конференции оказался «польский вопрос». Обсуждение его заняло едва ли не четверть всего времени. В конце концов был согласован компромиссный вариант: союзники признавали в качестве законных руководителей возрождаемой Польши лояльное СССР люблинское правительство, в состав которого добавляются несколько представителей оппозиционно настроенного к Советам лондонского правительства в изгнании. Решение польской проблемы помогло в дальнейшем подобным же образом «разрулить» и вопросы с руководством других «стран народной демократии».

– К слову сказать, никаких намеков на то, что эти страны будут строиться под эгидой СССР по социалистическому образцу, тогда не прозвучало, – подчеркнул научный директор Российского военно-исторического общества, профессор МГИМО Михаил Мягков. – Создание социалистического лагеря началось позднее, когда в мир пришла «холодная война». А в феврале 1945-го для разрушенного страшной войной СССР самым важным было обеспечить себе дружественное окружение на европейских границах...

– Существовали наметки создания в Европе своеобразного «буфера» между Востоком и Западом – пояса из нейтральных государств, протянувшегося от Швеции на севере до Италии на юге, – уточнил главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор Историко-архивного института РГГУ Алексей Филитов.

Между тем, судьба самой Германии выглядела во время ялтинской встречи отнюдь не однозначно. Высокопоставленными гостями Сталина высказывались предложения о ее превращении в «фермерскую» (то есть сугубо сельскохозяйственную) страну, даже о разделе на несколько государств. (Предлагался, например, проект создания так называемой Дунайской федерации, в которую могли бы войти Австрия, Венгрия, Бавария, однако он не получил развития.)

За круглым столом переговоров в Ливадийском дворце лидеры трех союзных государств договорились о завершающих этапах Второй мировой. Именно здесь Сталин дал обещание, что СССР вступит в войну против милитаристской Японии через три месяца после победы над Германией. Кроме того на встрече в Ялте были обозначены несколько «главных линий» обсуждения, которые получили развитие уже на следующей, Потсдамской конференции – вопросы выплаты контрибуций, создание ООН... И если первоначально на встрече «большой тройки» намечалось, что будет четыре «мировых полицейских» – Штаты, СССР, Англия и Китай, то потом при активной поддержке именно Советского Союза в этот список «главных членов ООН» была включена еще и пятая страна – Франция.

«Итоги Ялты» трудно переоценить. Важнейший из них – тот полувековой мир, который был обеспечен послевоенной Европе тремя самыми харизматическими государственными лидерами середины прошлого века.

– К сожалению многое потом стало меняться, – пояснил Мирослав Морозов. – Западные страны перешли постепенно к политике сдерживания СССР, а вслед за тем и вовсе – к политике выталкивания Советского Союза из зон его влияния. Печальные последствия нам известны...

– Возможно, пришла пора провести Ялту-2, – подвел итог Михаил Мягков. – Чтобы на ней лидеры государств, имеющих реальный вес в нынешнем мире, приняли скоординированные решения по вопросам обеспечения международной безопасности в современных условиях. Пример того, насколько эффективно можно решать подобные проблемы, – вот он: ялтинская конференция 1945 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру