В Абхазии снова выпустят в леса диких обезьян

Операция «Гамадрилья»

Гамадрилы в скором будущем заселят абхазские леса в районе западной Гумисты. Над этим проектом работают ученые Научно-исследовательского института экспериментальной патологии и терапии Академии наук Абхазии. В успехе задуманного практически никто не сомневается: подобное мероприятие удалось в 1977 году, когда заселенные гамадрилы успешно прижились в лесах.

Операция «Гамадрилья»
Символ института — памятник павиану гамадрилу Муррею, имевшему 400 детенышей. Фото: нииэпит ана

Гамадрилы были выбраны учеными не просто так. С одной стороны, животные живут стадной жизнью, с вожаком, имеющим непререкаемый авторитет, но при этом очень миролюбивы как по отношению к своим сородичам, так и по отношению к людям.

— Живут они, как и мы, люди, — рассказывает директор института Зураб МИКВАБИЯ. — Со своими ссорами, интригами и конфликтами. Но этому виду не присуща агрессия, которой обладают другие виды приматов.

С другой стороны, этот вид обезьян обладает высокими адаптивными способностями. А ведь абхазский климат, хотя и теплый, все же кардинально отличается от климата мест природного обитания этих обезьян — Африки. Когда запускался первый проект в 1977 году, было огромное количество скептиков. Многие не верили, что гамадрилы способны будут прижиться в столь необычных для них природных условиях. Но все получилось идеально. Сначала обезьян держали в клетках, чтобы они, не испытывая особого стресса, немного привыкли к новому месту жительства, а также к конкретному месту, где их планировали кормить. Еду обезьянам рассчитывали давать один раз в день и только в первое время. Таким образом, ученые одновременно страховали приматов от голода, но в то же время однократный прием пищи должен был стимулировать на самостоятельные поиски еды. А как только обезьяны стали спокойно реагировать на окружающую их среду, их начали выпускать из клеток на волю. Предварительно были установлены деревянные домики, в которых гамадрилы могли бы ночевать. Что они, к слову, и делали: днем осваивали лес, а ночью спали в «теремках». В итоге около 400 павианов успешно адаптировались в абхазских лесах. Однако конец успешному мероприятию положил развернувшийся в зоне обитания гамадрилов грузино-абхазский конфликт. Линия фронта прошла прямо по месту обитания животных. И они начали исчезать. Что примечательно: перед началом военных действий пришли просто небывалые сильные морозы, температура опускалась до -15, все завалило снегом. Местные жители говорили, что таких морозов не было с 1911 года. Но обезьяны смогли адаптироваться и к такому неожиданному «подарку» природы.

Семья гамадрилов, которая готовится к высадке в леса Абхазии. Фото: нииэпит ана

— Они научились греться, — продолжает Зураб Ясонович. — Собирались кучей в несколько рядов. Забавный факт: гамадрилы менялись местами. Те, которые находились в центре, выдвигались «на периферию», чтобы их более замерзшие сородичи смогли основательно погреться в центре. Так и выживали. И еду находили: разрывали снег, находили корешки и ели их. То есть к природным сюрпризам они смогли приспособиться. А вот война положила конец такому успешному эксперименту…

К моменту, когда в республике все успокоилось и ученые попытались вернуться к исследованию, оказалось, что обезьян в местах их обитания уже практически не осталось. Последний раз гамадрилов видели еще в 2008 году.

— Еще в годы конфликта из филиала нашего питомника, который находится в 30 километрах от Абхазии, убежало в леса много обезьян, — говорит Зураб Ясонович. — И сейчас, столько лет спустя, от местных жителей поступают сигналы, что они видели обезьян то там, то здесь. Правда, по описанию мы даже не можем понять, какой вид приматов они видели. Но рассказы слышим периодически.

В нынешнем эксперименте перед учеными стоят несколько иные задачи, чем в первом, где главным было доказать адаптивную способность гамадрилов. Во-первых, известно, что обезьяны, живущие и размножающиеся на воле, являются более здоровыми особями по сравнению с их собратьями, обитающими в питомнике. И появляется возможность создать хорошую донорскую базу из обезьян здоровых психически и физически. А также можно ротировать: забирать из природы часть гамадрилов, а на их место помещать собратьев из питомника. Во-вторых, такой эксперимент — настоящий подарок ученым, у которых появится хорошая возможность изучать жизнь этого вида в естественных условиях. Ну и в-третьих, заселенные обезьянами леса Абхазии, несомненно, будут более привлекательны для туристов. Ведь очень интересно будет взглянуть на африканских животных, живущих в таких необычных для них географических широтах.

— Место для высадки обезьян выбрано тоже не случайно, — рассказывает Зураб Ясонович. — В районе Гумисты есть реки, а гамадрилы боятся воды. В этом случае снижается вероятность, что они могут перебежать куда-нибудь в другое место. И, конечно, по подобию предыдущего эксперимента мы их будем кормить один раз в день. Да и домики все еще в хорошем состоянии и ждут новых обитателей. Думаю, вскоре мы найдем финансы и приступим к осуществлению задуманного.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на lebedevav@mk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26730 от 31 января 2015

Заголовок в газете: Операция «Гамадрилья»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру