Современная школа учит не тому, чему надо, «на радость недругам России», задал градус обсуждения главный научный сотрудник Института мировой литературы имени Горького Всеволод Троицкий:
— Современная школа мешает нам сегодня в духовно-нравственном воспитании! Курсы отечественной литературы и истории преступно сокращены! Необходим возврат к старому курсу, хотя и с коррективами.
Другая беда отечественной школы — следование мировым (западным) стандартам образования, дополнила кошмарную картину доцент МГИМО Ольга Четверикова.
Как «распространение православных ценностей» монтируется с проживанием (и обучением) в многонациональной и многоконфессиональной стране, значительная часть которой к тому же является атеистической, не уточнялось. Механизм выбора родителями модуля изучения Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ), по мнению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, должен быть жестко отформатирован специальным регламентом (таким образом РПЦ явно надеется повысить число выбравших курс ОПК (Основы православной культуры), который на сегодняшний день, по официальным данным, не превышает 33%, в то время как основы светской этики выбрали 45%, а общий курс истории мировых религий — 17,5%). Детей, дополнил настоятель Князе-Владимирского храма Иркутска протоиерей Алексий Середин, надо обучать закону божьему с 3–4 лет, причем одновременно стоит восстановить обучение на старославянском языке. А православные школы и детские сады должны получать госфинансирование наравне с общеобразовательными.
Свои «пять копеек» в духовно-нравственную копилку внесли и депутаты Госдумы. Так, по словам Ирины Яровой, «сегодня требуют жесточайшей ревизии и качество, и объем знаний, которые дает школа. Мы не учим ребенка простому — прописным истинам. Между тем необходимо упрощение программ, в том числе за счет сокращения объема, выделяемого на изучение иностранных языков, а то можно подумать, что наша цель — воспитать граждан мира».
Между тем позиция Минобрнауки, озвученная замминистра Натальей Третьяк, по-прежнему сводится к тому, что «сначала надо оценить результаты изучения ОРКСЭ в четвертых классах, а главное, его результативность в плане реального повышения нравственности детей. В целом же обеспечение духовно-нравственного воспитания в рамках одного школьного предмета невозможно».