Словечко «буллинг» пришло к нам из английского языка сравнительно недавно. Оно означает систематическое глумление над соучениками, как правило, сопровождаемое избиениями — короче говоря, физическое и психическое насилие над ребенком, испокон веков известное в армии под названием «дедовщина».
Школьная травля приносит ее организаторам не только моральное удовлетворение — чего стоит одна лишь традиция выкладывания в Интернет записей произведенных экзекуций! Это еще и материальная выгода, поскольку у жертв обычно отбираются деньги и вещи — мобильники, предметы одежды и т.п.
Размах школьной травли не поддается учету, поскольку жертвы, как правило, скрывают свои мучения от учителей и родителей. Однако, по некоторым оценкам, испытать на себе прелести школьного буллинга доводится половине всех учащихся. И все большая доля в последнее десятилетие приходится на детей мигрантов, дискриминируемых своими же соучениками по национальному признаку.
Столичные власти решили положить конец этому прискорбному явлению. Сия почетная миссия возлагается на учителей, а вооружить их должным образом предстоит специальным «курсам по профилактике так называемого школьного буллинга», которые заработают уже в текущем году и, как заверяют СМИ в столичной мэрии, станут «одним из инструментов развития терпимости в среде школьников по отношению к представителям разных национальностей».
Цель, безусловно, благая. Однако ряд вопросов остается без ответа.
Прежде всего, неизвестно не только конкретное содержание курса, но даже его разработчики. Проблема межнациональных конфликтов в сфере образования лежит на стыке зон ответственности двух столичных ведомств: Департамента образования города Москвы и Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Однако ни в одном из них, как стало известно «МК», о содержании и дате открытия курсов не имеют понятия.
Равным образом непонятно, будет ли посещение «курсов антибуллинга» обязательным для учителей, и вопрос этот отнюдь не праздный. Эксперты уверяют: по-хорошему заниматься борьбой с конфликтами на межнациональной почве в школе должны не педагоги, а специалисты в этой области. Учителя же, заверила «МК» правозащитница Валентина Чупик, работающая с мигрантами, сплошь и рядом сами провоцируют школьную травлю учащихся из числа «гостей столицы».
— Основываясь на своей юридической практике, могу утверждать: реальные конфликты на национальной почве в школах возникают главным образом лишь там, где негативное отношение к мигрантам демонстрируют преподаватели. Например, позволяют себе замечания вроде «черные» и «тупые», «понаехали», «поезжайте к себе домой» и т.п. В таких школах это сразу же замечается и в детской среде. А если учителя подавляют в детях эти настроения, таких случаев не возникает, несмотря на бесспорное негативное влияние улицы, а то и семьи.
Более того. В свое время, напомнила Чупик, «для школ был разработан курс «Толерантность». В течение четырех лет он апробировался в Санкт-Петербурге и принес ошеломляющие результаты. В школах, где его ввели, ситуация с межнациональными конфликтами оказалась не только хуже, чем в других школах, но и хуже, чем до введения. А отношение учителей — еще хуже. Такой эффект дало муссирование этой болезненной темы».
Таким образом, проблема актуальна, однако реализация подобных курсов вряд ли осуществима, предупреждает правозащитница. «Вместо этого было бы полезно, если бы данной работой в школе занимались не учителя — у них и так огромная нагрузка, — а профессионалы: этнопсихологи, правозащитники, специалисты по тренингу. А вот привлечение к этой работе лидеров национальных землячеств также не принесет пользы: их выступления обычно сводятся к перечислению нескольких более-менее известных фамилий спортсменов или музыкантов. А это детей не впечатляет».
СПРАВКА "МК"
В 2014 году в Оренбурге было возбуждено уголовное дело в отношении школьника, вымогавшего деньги у 14-летнего одноклассника. Жертва отдала вымогателю все, что смогла собрать — около 1,2 тыс. рублей. Но тот продолжал требовать уплаты «долга» и запугал «должника» настолько, что тот стал отказываться ходить в школу. Чтобы прекратить издевательства, родители были вынуждены обратиться в полицию.
В декабре 2014 года травля ученика второго класса новосибирской школы, который плохо выговаривал слова, закончилась серьезной травмой: в отсутствие учителя ребенку сломали спину прямо в классе. Врачи поставили диагноз «компрессионные переломы пяти позвонков» и надели мальчику железный корсет. Травма считается невосстановимой как минимум на 30%.
Кого-то травят в школе из-за скромного материального достатка семьи: «У нас в классе была девочка, как-то раз на Новый год все пришли нарядные, а она — в обычной одежде. И всё, ее стали тюкать — обзывали, никто с ней не общался. Она потом даже в другую школу ушла», — рассказала местному изданию семиклассница престижного лицея Новосибирска. Кого-то — из-за слишком большого рвения в учебе: «Да он просто не пацан. Ну, ботаник. Мямлит чего-то, голова вечно грязная, подтянуться ни разу не может». Другого — за то, что тот наябедничал на одноклассника. Третьего — из-за запаха пота. При этом весь негатив переносится и в социальные сети: жертву публично обливают там грязью, не особо заботясь, правда ли то, что о ней сообщается.
Самое же страшное, что детский буллинг стремительно молодеет. Так, в Тюмени детский сад выплатил 150 тыс. руб. родителям мальчика, пострадавшего в драке. В Екатеринбурге мама получила от садика 20 тыс. за то, что ее сына покусали одногруппники. И это лишь вершина айсберга.