Секретным свидетелем оказалась бухгалтер в предприятии "Оценка бизнеса" Анна Наумова (до рассекречивания проходившая под псевдонимом Валентина Кузнецова).
Допросить засекреченного свидетеля должны были еще в конце прошлого года. Однако сделать это удалось только 16 января. Заседание проходило не в Пресненском суде, где идет процесс, а в Мосгорсуде, где есть необходимая аппаратура.
Перед заседанием все обвиняемые находились в приподнятом настроении - громко смеялись, шутили, вспоминали предыдущее заседание, а именно допрос экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Впрочем вскоре выяснилось, что главная причина веселья - засекреченный свидетель, которого открыто водили по коридорам и все обвиняемые могли его лицезреть.
Перед началом допроса судья, соблюдая все правила, отправила в секретную комнату своего помощника, который взял подписку с настоящими и липовыми данными свидетеля. Когда же включили микрофон у судьи закрались сомнения - свидетель Кузнецова говорила мужским басом. Чтобы исключить любые сомнения, она лично сходила в секретную комнату и убедилась, что там женщина.
И тут произошел казус.
- Секретный свидетель - это Наумова Анна Дмитриевна. Она для нас известный человек, мы знаем ее. Поэтому засекречивание свидетеля потеряло всякий смысл. Перед заседанием она проходила мимо, мы все ее видели, - сказал один из адвокатов Васильевой.
Позиция обвинения заключалась в том, что свидетеля никто из прокуроров не видел и озвученная адвокатом фамилия ничего им не говорит. В итоге, судья решила допрашивать свидетеля в статусе "засекреченного".
Итак, Кузнецова-Наумова рассказала, что в 2012 году ее взяли для сопровождения отражения бухгалтерского учета ряда коммерческих организаций входивших в ООО ЦПП "Эксперт". Конкретно свидетель занималась компанией "Оценка бизнеса" (фирма оценивала объекты, подлежащие реализации).
После выполнения тестового задания и собеседования у Васильевой, которую свидетель посчитала "собственником и основным руководителем", Кузнецову-Наумову приняли на работу. Непосредственным начальником свидетеля стала Ирина Егорова.
Затем свидетель рассказала несколько любопытных фактов о Егоровой. Впрочем серьезно ли к ним отнесется суд - большой вопрос. Ведь все сказанное оказалось всего лишь на уровне слухов. По ее словам, Егорова неоднократно снимала деньги, перечисленные за деятельность фирм, и отвозила их Евгении Васильевой. Это ей стало известно от водителя, который возил Егорову в банк. Впрочем, напомним, что об обналичивании Егоровой крупной суммы денег ранее также рассказывала одна из свидетелей, с которой Егорова встречалась в промежутках между допросами на предварительном следствии. Тогда Егорова, по словам той свидетельницы, сообщила ей, что не знает, что говорить следователям о крупной сумме денег, которую она снимала, используя свои данные.
Это, пожалуй, вся основная информация, которую суд получил от засекреченного свидетеля. Когда же выяснилось, что ничего более ценного суд не услышит, один из адвокатов Васильевой резонно отметил, что такое выездное заседание не стоило ни денег, ни сил, ни времени всех участников процесса.
Дарья Федотова
СПРАВКА "МК"
Засекреченный свидетель допрашивается судом, будучи скрытым от участников процесса за шторой, ширмой или, если это позволяют условия, из отдельного закрытого помещения. Если допрос проводится непосредственно в зале суда, на него надевают маску и длинный плащ. Голос засекреченного свидетеля изменяют с помощью специальных технических средств.
Непосредственно перед допросом судья устанавливает подлинные данные свидетеля. Для этого он единолично вскрывает опечатанный конверт, где они содержатся, сверяет их, а потом конверт снова опечатывается и хранится в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц. В таких случаях даже подписку об уголовной ответственности за заведомо ложные показания или отказ от дачи показаний судья должен отбирать у свидетеля собственноручно, а не через секретаря судебного заседания, как это делается обычно. После этого свидетель предоставляет участникам сторон ту информацию о себе, что указана в протоколе его допроса под псевдонимом. Непосредственно во время допроса свидетеля все вопросы, ответы на которые могут раскрыть данные о его личности, судом снимаются. Выясняется лишь, знаком ли он с подсудимыми и не испытывает ли к ним неприязненного отношения.
Секретные свидетели допрашивались на процессах по делам о подрыве «Сапсана», об убийстве футбольного болельщика Егора Свиридова, об убийстве Анны Политковской, о нападении на поселок Сагра и др.