Мы увидели новогоднее телевидение имени финансового кризиса. А что, реклама упала, доходы скукожились, так что в ящике объявляется режим жесткой экономии. Забудьте времена, когда с 31-го на 1-е главные каналы типа встречались в финале Кубка мира, шли на принцип и грели друг дружку и своего зрителя по гамбургскому счету. Сезон закончился, проехали.
На Первом по дешевке (для них дешевке, а не для вас!) обошлись своими силами. Собрали собственных ведущих, написали дурацкие тексты за пять копеек — и вперед. Киркоров в перьях, «великий поэт и музыкант» Стас Михайлов, ну и все остальные по списку. Что еще нужно, чтобы встретить старость? Да, дешево, но со вкусом… с горьким вкусом дорожающего с каждым днем сахарного песка, нашей новой национальной валюты.
«Россия» же выступила в своем традиционном жанре — «Новогодний голубой огонек». Отдельные музыкальные репризки оказались удачны (две Елены Ваенги в исполнении Юрия Стоянова и оригинала или мать и сын Орбакайте–Пресняковы). А дальше уже пошел обыкновенный ширпотреб, так что можно было спокойно выключать свой телевизор.
Самым современным выглядело НТВ. Модные ведущие в хороших недешевых костюмах показали нам «Анатомию года». К ним приходили герои-2014, спортивные, творческие, а газпромовские пафосные репортеры пытались у них что-то спросить. Но эти их искусственные улыбочки, большие глаза, изображающие радость, сразу показали фальшь всего затеянного. И непонятно было, кто к кому пришел в гости — известные персонажи к «великим» журналистам или наоборот.
А в остальном господствовало его величество ретро — назад в будущее, СССР forever. По ТВЦ полночи выступали забытые и проклятые когда-то ВИА, и на остальных каналах знакомые всё лица. Будто и не делась никуда великая страна, не распалась. Тот же Кобзон, Юра Шатунов (43 года, а голос как у маленького) и все-все-все. Софочка Ротару опять продемонстрировала новую пластику и стала еще моложе, чем при Брежневе.
Да, мы опять в совке, моя дорогая! Старые песни о главном, новые о прошлом… На зимние каникулы мы уже никуда не летим, разве только в родные Сочи и еще немножко в Крым. С Новым годом, дорогие товарищи!
Не спать!
У меня традиция: 31 декабря я без всяких друзей… Нет, не иду в баню, чего там смотреть. А смотрю я молодежный чемпионат мира по хоккею, самое живое и непредсказуемое зрелище в полумертвые новогодние телевизионные каникулы. Вот там кипят истинные, незамутненные страсти, там наши пацаны выбирают кратчайший путь к воротам по прямой, лезут на «пятак» как проклятые и никому его не уступают.
Только я о бойцах невидимого фронта, о комментаторах. В принципе, таких же телеведущих, только «без лица», но с голосом, своим неповторимым голосом. Поверьте, среди них есть не только Гусев с Уткиным, а и птицы не менее высокого полета.
И все же, перефразируя Смоктуновского из «Москва слезам не верит», фамилии их вам ничего не скажут. Потому что они не ведут популярные ток-шоу в прайм-тайм, у них нет программ имени себя на федеральных каналах. Но на самом деле они большие мастера и умницы.
И здесь был свой чемпионат, между «Россией 2» и «НТВ+Спорт». На «России» показывали только наших, на «Плюсе» почти всех. На «России» главные игры вели Роман Скворцов и Сергей Гимаев, на «Плюсе» — Юрий Розанов и Денис Казанский. И теперь я про них.
Розанов и Казанский — два первача, два лучших хоккейных комментатора на «спутнике». А это всегда проблема. Раньше в пару Розанову всегда ставили Сергея Крабу, где первый феерил, а второй спокойно, почти без эмоций оценивал ситуацию. Идеальный вариант, такой же, как Скворцов–Гимаев. Поэтому сначала я привыкал, а уже после получал удовольствие — так эти ребята зажигались друг от друга, так смачно и вкусно на все реагировали! Но и на госканале отличный Рома Скворцов. Слушаешь его и понимаешь, какое же счастье, что ты русский… Ну, почти. Думаешь на русском, говоришь. Роман всегда выбирал настолько точные и тонкие определения, характеристики каждого игрового эпизода — это что-то! Ну, а Гимаев — всем известный большой аналитик, а когда-то защитник того самого великого тихоновского ЦСКА.
Финал Россия—Канада показывали в четыре часа ночи. Или утра. Я ждал и смотрел в режиме реального времени. «А тем, кто ложится спать, — спокойного сна…» Вы так много упустили, ребята. Как мне вас жалко.
Как денди лондонский…
Нет, не поеду в Англию. Тягучую, муторную, кичливую, традиционную. И скучно, и грустно, и некому руку подать… Это я о новом фильме Владимира Познера и Ивана Урганта «Англия в целом и в частности».
Замечательный оператор, классное мультяшное оформление, раритетные съемки старой доброй царицы морей. Почти что Би-би-си! Только чего-то не хватает. Динамики, краткости (которая сестра понятно чего), драйва… А может, просто любви к этой стране?
Приезжает Ургант, садится в машину, конечно же, начинает шутить. Но тут только на денек, в лучшем случае, на два, а дальше назад, в нашу Рашу, делать свое вечернее шоу. Познер сначала никак не врубался в эти Ванины хохмы, просто отвык. Затянутые сюжеты порой навевали зевоту, тем более что показывался этот шедевр до и после полуночи. Спать пойти, что ли?
Целую неделю я ждал, когда же оно выстрелит. И вот вам английский юмор, нате. Как это было хорошо! И все в меру, в масть, в кассу. А как любовно смотрел Познер на знаменитого английского комика и большую умницу Стивена Фрая, лучшего друга нашего депутата Милонова. Какое удовольствие получал от общения с ним! Получился маленький шедевр.
И на следующий день — рок-н-ролл! Да, рок-н-ролл жив, как и Познер с Ургантом. И здесь была картинка в стиле рок. Или панк, или «Битлз», неважно. Вот в такую Англию я обязательно поеду, даже не сомневайтесь.
И еще. Вы видели там Познера, присмотрелись к нему? Да это же Владимир Познер-эсквайр, как денди лондонский одет. Мы-то его знаем: хитромудрый, юркий, местами циничный, иногда смешливый. Но вот надел котелок и превратился в добрейшего, милейшего дядюшку. Не Сэма, нет, а дядюшку Владимира Владимировича. Вот это и называется — дело в шляпе.
Памяти Образцовой
Они успели. До этого Елена Васильевна Образцова почти не давала интервью, не делала публичных заявлений. Просто пела. Гениально, на все времена. Но что мы о ней знали? Есть такая прима в Большом театре, народная артистка Союза, лучшая из лучших. Ну, есть и есть…
И вот последние пару лет… Она пошла в народ при помощи ТВ и показала нам себя. А мы увидели ее. Она ходила даже на «Две звезды». И к Юлии Меньшовой на Первый. И на «Линию жизни» по «Культуре». Президент авторского телевидения Анатолий Малкин сделал с ней громадное интервью из четырех серий. И в «Большой опере» председательствовала в жюри. Везде Образцова была прекрасна! Органична, естественна, вне всякой гордыни. Смешлива, так легко относилась к себе, все время иронизировала над собой. Проста, но царственна. Телевидение ей шло, как лучшее королевское платье.
И не специально она туда пришла, просто так случилось. Да, ТВ успело, и слава богу. С Образцовой это вышло великолепно. В отличие от других, многих, которые лезут в экран, говорят глупости, банальности, разоблачают себя, и нет от них никакого продыху.
ТВ полюбило Образцову совсем не потому, что она была такая телегеничная. Просто таких больше нет. И не будет.