"Левиафан" – авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России, и отсылка к одноименному сочинению знаменитого английского философа Томаса Гоббса.
Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков), владеющий автомастерской, живет со своей женой Лилей (Елена Лядова) в небольшом северном городке. Когда мэр города пытается снести его дом и конфисковать все имущество, Николай просит помощи у своего давнего друга – московского юриста Дмитрия Селезнева (Владимир Вдовиченков), который, приехав в город, сталкивается с произволом чиновников и представителей РПЦ.
Напомним, что "Левиафан" недавно получил премию "Золотой глобус" в номинации "лучший зарубежный фильм", а также номинируется на премию "Оскар".
"Я бы перестал стесняться того, что нашу организацию обвиняют в попрании свобод. Мы не должны ни перед кем оправдываться. "Левиафан" — это зло, а злу не место в прокате, — уверен глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. — Мы попросим Министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны и приступить к созданию "православного Голливуда"".
По мнению активистов, режиссёрами православной "фабрики грёз" могли бы стать Никита Михалков, Иван Охлобыстин и архимандрит Тихон (Шевкунов).
Между тем глава Союза православных граждан Валентин Лебедев считает, что юридических оснований для снятия фильма "Левиафан" с проката не существует. Однако, по его мнению, следует узнать, "на каком основании весомая часть бюджета антироссийского фильма финансировалась государством?"
Лебедев намерен спросить об этом у министра культуры Александра Мединского, пишет URA.ru со ссылкой на газету "Известия". "Фильм, на мой взгляд, снят в жанре перестроечного натурализма, то есть чернухи. Именно за это ему поспешили дать различные международные призы в силу напряженных отношений Запада с Россией", — считает Лебедев.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин хотя и не видел сам фильм, но поддержал мнение православных о картине. "Фильм сделан в расчете на западную аудиторию, точнее, западную элиту, так как сознательно воспроизводит расхожие мифы о России и помогает этим мифам укорениться", — сказал он.
Сам режиссер Андрей Звягинцев заявил в эфире телеканала "Дождь", что успех "Левиафана" за рубежом не связан с текущей политической ситуацией. По словам Звягинцева, замысел и все идеи фильма "с легкостью экстраполируются в любую точку мира". Предположения о связи успеха картины с политической ситуацией режиссер назвал нелепыми и узколобыми.
Продюсер "Левиафана" Александр Роднянский считает, что трагическая история обычного человека, который сталкивается лицом к лицу с бездушной системой, абсолютно универсальна.
"История, рассказанная в фильме, имеет прямое отношение к личному опыту обычного человека во многих странах мира. В российском фильме узнают себя и кореец, и бельгиец, и американец, и итальянец, потому что "Левиафан" рассказывает о человеческом уделе, о судьбе. Андрея Звягинцева, как русского художника, вдохновляет великая русская культура, и "Левиафан" стоит на плечах ее гигантов: от Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Пастернака, Шаламова", – заявил Роднянский.