Российские писатели разошлись во мнении по атаке на журналистов в Париже

«МК» выяснил мнения наиболее известных из них о нападении на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo

7 января в Париже произошел теракт, который поднял на уши мировую общественность. Тысячи пользователей Интернета изливают на страницы электронных ресурсов доморощенную мудрость, а общественные деятели различного толка без устали спорят в эфирах телевизионных ток-шоу. Кто-то с пеной у рта доказывает, что так старушке Европе и надо – мол, сами заигрались в толерантность и мультикультурализм, и пора бы обнаглевших мусульман приструнить. Другие склонны во всем винить зарвавшихся журналистов, почем зря оскорбляющих чувства верующих. «МК» решил обратиться к российским писателям и поинтересоваться их отношением к произошедшему. «Властители дум» современных россиян во мнениях не сошлись. 

«МК» выяснил мнения наиболее известных из них о нападении на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo

Писатель и член Национал-большевистской партии Захар Прилепин в своем комментарии «МК» отметил, что случившееся в Париже «закономерно». По его мнению, Франции остается пенять на себя. «Европейцы загоняют себя в безвыходный тупик, — считает Прилепин. – Степень их политической корректности становится абсурдистской. Они и так уже не способны о чем-либо всерьез говорить без страха кого-то обидеть. А подобные происшествия наведут на них еще больший кошмар и ужас – они и вовсе потеряют голос и право прямо обсудить проблему».

По словам Прилепина, Россия в этом смысле ушла далеко вперед. «У европейцев к нам снобистское отношение – мол, они все знают и могут давать советы, как себя вести, — пояснил писатель. — Как в случае с той же Чечней. Но Европа не показатель. Она едва вошла в эту историю и относительно недавно начала выстраивать межэтнические отношения. А мы в этом давно и вполне можем выступать образчиком и третейским судьей».

С другой стороны, Прилепин предостерег Россию от навязывания своего примера. «Мы Европе не советчики, у нас другая история, другое прошлое, — считает он. – Пускай они сами извлекают уроки». Прилепин при этом предрекает «новый виток антиисламской риторики». «Из этого теперь сделают колоссальный фетиш, — опасается писатель. — Чтобы детей пугать. Понятно, что террор — это оружие слабых, но надо на себя смотреть, а не пенять на ужасный Восток. А этнический национализм может в том числе привести к результатам, которые мы сейчас видим на Украине».

Поддержал коллегу по цеху и писатель Сергей Шаргунов. «Я вообще сторонник свободы, но также и сторонник здравого смысла, — сказал он «МК». — Конечно, нельзя идти на поводу у террористов, они не должны диктовать нам правила жизни. Но с другой стороны, умышленно издеваться над верой миллиардов людей... С морально-этической точки зрения я бы так не поступал».

Европейцы, по словам Шаргунова, все менее успешно балансируют меж двух крайностей. «Ситуация плачевная, Европа зажата в тисках мультикультурализма, — считает российский писатель. — Показательно количество граждан той же Франции, воевавших в Сирии на стороне боевиков и входивших в структуры Исламского государства».

То есть проблема пресловутой интеграции «новых европейцев» налицо. Однако, по мнению Сергея Шаргунова, если эту проблему и обсуждать, то явно не в ключе, принятом в редакции Charlie Hebdo. «Я возмущен и потрясен преступлением — убийством журналистов, — подчеркнул писатель. — Но перепечатывать картинки, нарочито издевающиеся над верующими, ¬— не лучшая форма солидарности. Это все равно, что сжигать Коран вслед за американским пастором, который таким образом провоцирует кровавые волнения».

А писатель и публицист Эдуард Лимонов свое мнение о событиях во Франции довольно ясно выразил на персональной странице в «Живом журнале». В начале одной из двух записей от 7 января — под заглавием «В наказание за аморальную низость» — Лимонов признает, что «убийства журналистов Charlie Hebdo сегодня в Париже, конечно же, экстраординарны по жестокости». Однако дальше говорит, что «совершенное нападение — месть за неоднократные оскорбления, нанесенные пророку Моххамеду дерзкой и агрессивной редакцией». Аморальной низостью общественный деятель назвал нападки на мировые религии и их пророков. «Следует обойтись без кощунств и низости в адрес великих фигур верований», — уверен Лимонов.

Высказываясь таким образом, он косвенно оправдывает нападения на редакцию сатирического журнала, о чем, впрочем, говорит и прямо. Мол, сами напросились. «Легкомысленно, скабрезное, издевательское и задиристое, такое с гонором, отношение к миру, которое демонстрировали засранцы из Charlie Hebdo, в современном мире, как мы видим, больше не проходит, — предостерегает Лимонов. — Мир этих шуток уже не понимает, он стал воистине огромной деревней, где живут и ходят разные люди. И такие, что ты его маму обложи, а он улыбается дураком, а есть такие, что обложи, — он тебя ножом полоснет. Нужно все больше это учитывать».

Аналогичную ситуацию писатель предрекает и России. «В России такое может произойти со дня на день, —.уверен Лимонов. — Происшедшее во Франции — это урок и предостережение «креативному классу». Народные верования оскорблять опасно. Ультралиберальные СМИ не должны будут удивляться, если после стольких лет оскорблений народа России у народа вдруг не выдержат нервы».

«И не нужно вопеть о свободе слова, — итожит Лимонов, —.о свободе обкладывать маму. А то и пророка, не дай Бог. Потому что если будет такая свобода, то мы станем низменными существами».

Таким образом, «патриотам» российского литературного фронта ближе шкура обиженных карикатурами мусульман, нежели пишущей европейской братии. И в праве журналистов и художников свободно высмеивать крайние проявления Ислама они видят прямую угрозу России. Мол, европейцам палец в рот не клади — того и гляди, захотят посмеяться и над нашими многовековыми традициями.

В свою очередь, российские писатели-«либералы» в последние дни удивили прямотой и порой резкостью суждений. «Те люди, которые убивали, расстреливали из автоматов Калашникова художников и сотрудников редакции, полицейских, — эти люди ни из-за какого Магомета не оскорбились, разумеется, — заявил 8 января писатель-сатирик Виктор Шендерович в эфире передачи «Особое мнение» на «Эхе Москвы». — Это совершенно ясная, очередная попытка поставить все человечество «на счетчик», показать нам, кто хозяин в доме».

По мнению Шендеровича, само по себе искусство карикатуры здесь совершенно ни при чем. «Есть, как мне кажется, очевидные этические запреты [для шутки], — пояснил сатирик в эфире радиостанции. — Они касаются смеха над слабым, над больным, смеха над физическими недостатками — вот и все. Все остальное… никаких социальных и политических табу нет и не может быть».

«Шутка — это заостренная разновидность правды, — продолжил Шендерович. — Если мы рассмеялись, значит, что-то поймано точно. И обижаются-то на похожесть. Если не похоже, никто не рассмеялся бы, и обиды бы не было. Сатира должна заставить рассмеяться и вздрогнуть от ужаса похожести! Мы рассмеялись, а потом подумали: боже мой, как страшно похож! То есть, смешно, потому что правда. То, над чем ты рассмеялся, не страшно».

Несколько мягче высказалась писательница Людмила Улицкая. «Кто виноват в Парижском теракте? Прямой ответ — вооруженные террористы. Более общий — полное непонимание Европой угрозы Исламского государства современной цивилизации, — сказала она «МК». —.Конфликт этот возник не позавчера, он зреет много лет. И до тех пор, пока мир не поймет, что поддержка Палестины Европой приведет в конечном счете к укреплению Исламского государства, цель которого — борьба с неверными, сначала с евреями, а потом и с христианами, избежать такого рода событий невозможно».

Бороться с растущей угрозой Людмила Евгеньевна предлагает несколькими способами. «Недавно у нас в прессе обсуждалась тема, связанная с уничтожением домов террористов, — напомнила она «МК». — Но рецепт, использованный Кадыровым, был израильский. После того, как израильтяне стали уничтожать дома террористов (не людей, в тех домах живущих, и членов семей террористов, а только жилища!), количество терактов в Израиле уменьшилось в разы. И объясняется это просто: семьям террористов (в первую очередь «шахидов») Аль-Каеда или сходные организации выплачивает довольно большие для бедных людей деньги — несколько тысяч долларов. Это, по сути, цена жизни их детей. Но разрушенный дом дороже стоит. Желающих направить своих детей в террористы сильно поубавилось. К сожалению, эта схема эффективна».

А менее радикальное решение сводится к обновлению системы безопасности. «Человеку, который не таит каких-то преступных планов, нечего бояться, — уверена Улицкая. — По этой причине я проявляю полную готовность к обыску моего багажа и меня лично перед посадкой в самолет. Массовые проверки не должны оскорблять приличных граждан, хотя это и неприятно. Безопасность важнее. И чем выше опасность террористической угрозы — тем сильнее должна работать система безопасности».

Не получается обойти вниманием и ситуацию вокруг нового романа французского писателя Мишеля Уэльбека «Подчинение». Действие произведения, напомним, разворачивается во Франции 2022 года, когда к власти в стране приходит президент-исламист. По трагическому стечению обстоятельств, новая книга Уэльбека поступила на книжные прилавки 7 января – в день нападения на редакцию Charlie Habdo, а номер еженедельника, вышедший в среду, содержал серию карикатур на тему «Подчинения». На обложке красовалась карикатура на писателя со словами «Предсказание Мишеля Уэльбека: в 2015 году я потеряю зубы, а в 2022 буду соблюдать Рамадан».

Уэльбека нередко обвиняют в консерватизме и отсутствии толерантности, а Франсуа Олланд в недавнем интервью назвал общее настроение его новой книги «декадентством». В свою очередь, писатель 7 января еще раз подчеркнул, что при написании романа не руководствовался личной точкой зрения на происходящее. «Чтобы написать такой роман, именно и нужно не иметь никакой точки зрения, — заявил он корреспонденту французской радиостанции RFI. — В книге множество персонажей, у которых есть свои точки зрения. К тому же точка зрения совсем не означает наличие твердых убеждений. Все эти персонажи пытаются объяснить, как будут дальше развиваться события. И лучшее, что я мог сделать, — это не иметь своей собственной точки зрения, чтобы дать всем этим персонажам высказать собственную».

«Наверное, жанр моей книги можно назвать «политической фантастикой», — продолжил Уэльбек, — но и «сатирой» тоже, потому что политики в этой книге выглядят смешными. Высмеиваются также и интеллектуалы. В общем, в моей книге есть немало комических персонажей». Но несмотря на примирительные высказывания писателя, теперь издательство, в котором вышла его новая книга, находится под усиленной охраной, а рекламную кампанию по продвижению «Подчинения» было решено приостановить. Как сообщил литературный агент Уэльбека, писатель глубоко потрясен гибелью в парижском теракте своего друга — акционера журнала Бернара Мариса — и решил временно покинуть столицу Франции, чтобы побыть наедине с собой на природе.

«Политическая карикатура — известный жанр, к нему можно по-разному относиться, — сказала Людмила Улицкая в конце беседы с корреспондентом «МК». — Но убить за карикатуру может только безумец. Считать карикатуристов ответственными за это происшествие нельзя». 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру