Благодаря новым возможностям любой человек, увидев, к примеру, дым из окна здания, может смело набирать номер «112». Вызов можно сделать по сотовому телефону или даже просто отправив SMS-сообщение. И уже без промедления дежурный оператор соединится с ближайшей пожарной частью, уточнив параллельно с помощью компьютерной базы данных и тип дымящегося здания, и оптимальный маршрут проезда к месту происшествия. По времени на это уйдут считаные минуты.
Если связь вдруг прервется, оператор сам соединится с позвонившим абонентом. То же самое касается и вызова спасателей, полиции, «скорой помощи», газовой и любой другой аварийной службы.
Что дал опыт госиспытаний «Системы 112»?
— Центр обработки вызовов по единому номеру «112» был открыт в Курской области в декабре прошлого года, — делится с нами руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Курской области Екатерина Неведрова. — Специальная комиссия из шести рабочих групп, в которые входили представители администрации области, МЧС, Минкомсвязи, МВД, ФСБ, Минрегион и Минздравсоцразвития России, ФГБУ «ВНИИ ГОЧС МЧС России», Роскомнадзора Курской области, а также операторы сотовой связи, в течение трех дней оценивала работу всех составляющих системы. Сейчас центр обработки вызовов принимает сообщения о ЧС, пожарах, других происшествиях. Ежедневно на дежурстве находятся пять человек: оперативный дежурный, два диспетчера, операторы баз данных и системы мониторинга. Параллельно работает служба психологической поддержки и реабилитации. В единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) стекается информация со всех видеокамер, установленных на трубах ТЭЦ, на наиболее напряженных участках городских магистралей, в местах массового пребывания людей — на вокзалах, рынках, площадях. Сегодня система функционирует в пяти городах и 28 районах области, обеспечивая доступ к экстренным оперативным службам любому жителю региона.
В свою очередь заместитель главы МЧС России Владимир Степанов сообщил, что путь по внедрению единого номера 112 в регионах оказался не так прост, как планировалось. Это связано и с недостаточной координацией федеральных органов исполнительной власти, и с чисто техническими причинами (ведь уровень развития телефонии во всех регионах разный, а нужно привести все к единым стандартам). Да и не все компании сотовой связи с радостью идут навстречу благому делу.
Впрочем, и в том, что оно благое, кое-кто до сих пор сомневается, хотя международная практика показывает, что введение единого оперативного номера улучшает время реагирования на происшествия, и услуга эта высоко востребована людьми.
Владимир Степанов подчеркнул, что до сих пор нет единого понимания, как должна функционировать создаваемая система. К примеру, должен ли оператор, принимающий звонки по номеру 112, ограничиваться ролью посредника, ретранслирующего вызов и переключающего абонента на полицию, спасателей или «скорую».
В МЧС России против формализма. Основную задачу в министерстве видят в том, чтобы создать такой механизм, при котором оператор «Службы 112» стал бы единственным звеном, дозвонившись до которого, все могли быть уверенными, что помощь придет максимально быстро. Такой механизм сегодня и отрабатывается.
В начале 2015 года система экстренного вызова будет введена в эксплуатацию на всей территории Московской области, а опытная зона уже развернута в Химках. С лета на базе в Звенигороде идет обучение операторов и диспетчеров «Системы 112». Кроме приема и обработки вызовов все они также будут обеспечивать психологическую поддержку позвонившему и, если потребуется, смогут пообщаться на иностранных языках.
Сейчас «Система 112» внедряется с опережением графика. Так что глава МЧС России Владимир Пучков абсолютно уверен, что она заработает на всей территории России в установленные сроки.