— Илья Владимирович, с чем связан неуклонный рост заболеваемости синуситами у детей в столице?
— Начнем с того, что дети в любом мегаполисе болеют чаще, чем в сельской местности. А чем чаще болеют дети, тем больше вероятность развития у них бактериальных осложнений. Кроме того, рост заболеваемости детским синуситом связан и с невысокой квалификацией многих врачей, которые работают в первичном звене, то есть в поликлиниках. Диагностируют такие болезни нередко поздно; методы современной диагностики (компьютерную томографию, эндоскопию) часто применяют лишь тогда, когда болезнь зашла далеко. И к нам в стационары дети поступают уже на третьем, госпитальном этапе — то есть с серьезными проблемами. Официальной статистики количества таких случаев, к сожалению, не ведется. Ведь к хирургу дети с синуситами попадают не так часто, как с аденоидами или воспаленными миндалинами, которые при инфекционных заболеваниях страдают в первую очередь. Синусы — это уже второй эшелон защитной системы организма, поэтому они поражаются позже.
— Часто ли сегодня используют метод лечения синуситов, который в народе называют «проколами»?
— Проколы, или пункция, — это метод лечения острого осложненного синусита, и в последнее время его используют все реже. Сейчас распространение приобрели беспункционные методы с помощью т.н. ЯМИК-синус-катетера.
— Это когда щеку раздувают, как мяч? Это ведь тоже больно?
— Любое вмешательство в носу отвратительно. Однако если сравнивать ЯМИК-метод и пункцию, у катетера преимуществ гораздо больше. Пункция вскрывает только одну пазуху, а ЯМИК-катетер позволяет очистить сразу обе пазухи. К тому же это менее травматично и более эффективно.
— Говорят, что, если человеку хотя бы один раз сделали проколы, никакие консервативные методы лечения синуситов впредь на него не подействуют. Это правда?
— Это понимание неверно. Примерно то же самое, что, если человек один раз поранит руку, будет ранить ее в этом месте всю жизнь. К сожалению, верно то, что, если у пациента не устранена причина хронического синусита, он будет обостряться вновь и вновь. При этом последствия заболевания могут быть весьма тяжелыми — и менингит, и абсцесс мозга.
— Какими могут быть причины хронического синусита?
— Они в любом случае хирургические. Чаще всего это искривленная перегородка носа, или увеличенные носовые раковины, или увеличенные аденоиды.
— А какая-то профилактика существует?
— Если болезнь перешла в хроническую стадию, к сожалению, без хирургического лечения не обойтись, поскольку консервативное лечение при таких стадиях уже малоэффективно. Но сегодня мы можем лечить детей с помощью самых передовых методик, которыми пользуются врачи Европы и США. Я говорю о баллонной синусопластике. Это малоинвазивная методика, наименее травматичная из всех сегодня известных. Разрезов вообще не делается — в носовую полость вводится специальный баллон и расширяет проход, открывая путь к пазухам. Наши маленькие пациенты прекрасно ее переносят, нет кровотечений из носа, постоперационных болей, какого-либо дискомфорта. Уже на следующий день после процедуры мы отпускаем детей домой. Таких операций мы сделали уже больше 30 и очень надеемся, что в ближайшее время мы сможем поставить их на поток. Так что лечить гаймориты и иные формы синусита теперь стало гораздо проще и безопаснее.
СПРАВКА "МК"
Ежегодно в России от различных форм риносинусита страдает более 10 млн человек, из которых хроническими формами заболевают более 2,8 млн пациентов. Воспаление пазух носа встречается чаще заболеваний сердца или астмы и приносит больше дискомфорта, чем боль в спине и сердечная недостаточность.