Волшебный Новый год у нас нарисовался в этом году.
Хоп — и все с голым задом. Вот такое экономическое чудо.
Кто собирался куда-то ехать на праздники, срочно меняет программу. Египет, Таиланд — теперь не про нашу честь. Теперь мы встречаем праздник по месту прописки с тремя новыми холодильниками и пятью телевизорами, приобретенными в качестве выгодного вложения тающих на глазах накоплений, которые, может быть, потом удастся выложить из холодильников обратно, если какой-то добрый человек захочет вдруг их купить по новым ценам наступающего, 2015 года, дай бог ему здоровья, чтоб захотел.
Жизнь насыщена новостями и эмоциями. Утром проснулся — первым делом надо узнать про рубль. Неужели по-прежнему падает? И замедляться не хочет? А нефть?..
Напряжение растет. Волна поднимается. Надо спасаться. Но как?
«Чем нам хуже, тем нам лучше!» — пляшет неутомимый кордебалет в телевизоре.
«Мажьте губы свеклой!» — советует сенатор Томской области.
«Курсы валют необоснованно вышли за пределы комфортного уровня», — жалуется премьер-министр.
Око Саурона, жаль, запретили. Оно бы идеально вписалось. Но и заколоченная досками Спасская башня смотрится достаточно символично. Дополняет предновогоднюю картину полного улета.
Но мне, как ни странно, нравится эта картина. Несмотря на все ее зловещие краски. Нравится, потому что обещает движение. Настоящее движение, реальное. А не высосанную из депутатского пальца возню вокруг геев, усыновлений и духовных скреп.
Из-за падения цен на нефть зашевелились какие-то пласты, которые не шевелились уже очень давно. Мы жили в теплом, сытом болоте — ни всплесков, ни ряби. Даже Новые годы были похожи один на другой как капли воды. Похожи дикими предпраздничными пробками из-за массированных закупок подарков. Вылетающими в теплые края из «Шереметьево» и «Домодедово» стаями чартеров. Супердорогими корпоративами с заграничными звездами.
Жир тек из ушей, а государственные институты — и так-то довольно тухлые — в это время разваливались до основания. Но никто из-за этого не парился. Потому что жир тек из ушей.
Тек-тек, да и вытек.
Можно клясть за это врагов: американцы подстроили, прогнивший западный мир на нас ополчился, чтоб раздавить. А можно не клясть, а относиться как к данности: рано или поздно это должно было случиться, никакое болото не вечно.
Но в любом случае теперь надо будет что-то серьезное делать, чтобы не утонуть. Перестраивать, наконец, экономику так, чтоб она не зависела от нефти и газа. Восстанавливать государственные институты и избирательную систему, образование и медицину.
Надо будет думать и делать. А для этого понадобятся люди, которые умеют думать и делать, а не короли болота — прожженные циники, размахивающие традиционными ценностями, и никчемные дурачки, оказавшиеся в высоких креслах благодаря родственным и сексуальным связям. И пробьет час поколения тридцатилетних — полных сил, но гибнущих сейчас от невостребованности. От невозможности заниматься в болоте реальным каким-то делом.
Но это дальняя перспектива. До этого еще нужно дожить. Спуститься по всем ступеням туда, где лапшу на уши уже никому не навесишь, потому что голодные граждане ее тут же сорвут и съедят.
Сейчас граждане еще не голодные, а просто напуганные. Скупили телевизоры — теперь бросятся скупать прокладки, корм для кошек, кофе, чай, крупы, мыло. И когда они уже все скупят и денег у них совсем не останется, тогда только они примутся за лапшу.
А в общем, все у нас впереди. Болото заканчивается, я очень этому рада.
Да здравствует кризис, ура.