Общественность негодует. На московском урбанистическом форуме во время подхода к прессе руководитель столичного Департамента культуры Сергей Капков выдал яркий монолог. Имеет смысл процитировать его в том виде, в котором он сначала был опубликован на Фейсбуке журналисткой Натальей Дмитрак, а потом разлетелся по Интернету. Мы сделали лишь незначительные купюры.
Итак, на вопрос «планируется ли увеличение городских активностей, связанных с едой?» Последовал ответ: «Нет. Потому что это не город. Мы же не в коммунизме живем. Хочет человек сделать вкусную сосиску или кофе — пусть сделает. Хочет человек с ребенком в парке погулять — пусть одевает рейтузы теплые и тоже с ним идет. Город — это не собес.
Говорят: «А вот что бы еще придумать? А давайте еще восемь пешеходных зон зафигачим — и все будет хорошо». Это не собес, честное слово. «Еще бы кинотеатров нам бесплатных для людей!» — Почему бесплатных? Поднимай зад (в оригинале слово покрепче. — Авт.) и иди работай, зарабатывай деньги. Прошу цитату эту не вырезать. Зарабатывай деньги, бери билет и иди покупай что-то
Вообще нет ничего бесплатного. Все за деньги, уже это другой капитализм. Вы же еще люди молодые, вы чего себя путаете-то! Когда придете в январе из отпуска, доллар будет стоить сто рублей: уже я даже не знаю, что мы будем обсуждать — как кошку замариновать или собаку. Или самсу из чего лучше делать».
Конечно, откровения о маринованных кошках и январском курсе доллара мало кто воспринял буквально. Капков известен как человек, умеющий говорить ярко, так что его фразу стоит понимать как гиперболу по поводу нашего ближайшего не очень светлого будущего.
Сам чиновник, кстати, от слов своих не отказался, но, отвечая изданию The Village, подчеркнул, что они были вырваны из контекста дискуссии. Сделал ремарку он, надо полагать, для тех, кто, как говорится, в танке. И в случае чего может развернуть танк непосредственно в сторону Капкова.
Осуждению подверглось и крепкое словцо, обозначающее то, что надо поднимать. Тут же вспомнили недавнюю рифму от министра культуры Владимира Мединского про «рашку — э-э... няшку». И снова повозмущались: мол, что бы по поводу такого языка сказали Тургенев, Чехов и другие классики!
Я тоже не склонен защищать наших работников прачечной. Ругаться нехорошо. Но они, по крайней мере, делают это на русском языке. Но вот на каком языке сформулирован сам вопрос, заданный Капкову (кто его задал, осталось неизвестным)?
Вслушайтесь еще раз: «Планируется ли увеличение городских активностей, связанных с едой?» Носителей такого языка с Тургеневым и Чеховым роднит лишь наличие бород, ультрамодных в общности, которую часто называют хипстерами.
А им этот высокодепартаментокультурный монолог должен прийтись острым ножом по трепетному сердцу. Ведь он, кажется, ставит под сомнение то, что продвинутые молодые люди одобряли в нынешней столичной власти и многое готовы были ей за это простить. Речь идет о практически непрерывной череде уличных фестивалей и ярмарок. О пуфиках в парках и многочасовых концертах на открытом воздухе (все — бесплатно или за малую цену). О ярких граффити по всему городу. О марафонах, простите, старт-апов. О мастер-классах по йоге, пирсингу, смузи и черту лысому из соломы. Словом, речь идет о движухе. За счет городского бюджета, разумеется.
«Хотите жить, как в Европе? — как бы спрашивали городские власти. — Пожалуйста! Вот вам велосипедные дорожки, шале с глинтвейном и деревья в неоновых лампочках».
«И в самом деле, как в Европе, — как бы отвечали продвинутые молодые люди. — Напишем-ка мы в Твиттер: «В Москве хорошо».
И все это шло по нарастающей, и, например, в конце прошлого года вся столица была яркий нескучный город-сад, из которого особо уезжать на каникулы не хотелось. А в этом году уже у многих и не получится.
Нельзя постоянно жить в теплой атмосфере праздника. Можно перегреться. И для меня слова Капкова в первую очередь означают, что в столице наступают будни. Останутся, конечно, и велосипедные дорожки, и концерты, и бесплатные посещения музеев. Но всего этого станет меньше, а что-то и заглохнет вообще.
Движуха накрывается одним интересным делом. Извините за мой мединский.