— В тот момент медиасообщество заняло инертную позицию, — отмечает зам. начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Геннадий Кудий. — А нужно было провести информационную кампанию, разъяснить, что во всем мире подписка поддерживается. Эту позицию Роспечать отстаивает на всех совещаниях. Печатная пресса — это не Интернет. Когда произошла трагедия в Крымске, электричества не было, а газеты выходили. Информация, сохраненная на бумаге, в принципе имеет совсем другое воздействие на ум человека, нежели Интернет.
В этих непростых обстоятельствах «Почта России» делает все возможное, чтобы читатели не расставались с любимыми изданиями. Так, с 5 по 15 декабря во всех почтовых отделениях страны проходит Всероссийская декада подписки. В ее рамках «Почта России» предоставляет подписчикам скидку в размере 5% на федеральные и 10% процентов на региональные периодические печатные издания. На некоторые издания специальные условия на подписку будут предоставлены напрямую российскими издательствами.
Важно, чтобы читатели вовремя об этом узнали и успели воспользоваться хорошим предложением.
— Институт подписки — одна из основных социальных функций «Почты России». На поддержку кампании на первое полугодие 2015 года «Почта России» выделила 600 млн рублей. Средства направлены на обеспечение скидок на подписку на газеты и журналы для населения. Кроме того, мы открыли для издателей нашу розницу, оказываем им маркетинговую поддержку, а в ближайшее время запустим собственное подписное агентство и будем заключать прямые договоры с издательствами, — рассказал «МК» генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов.
Это уже вторая Всероссийская декада подписки, которую проводит «Почта России» для поддержки подписной кампании на первое полугодие 2015 года. Так, с 25 сентября по 4 октября 2014 года все клиенты «Почты России», оформившие полугодовую или годовую подписку на сумму от 400 рублей, приняли участие в розыгрыше большого количества призов.
Напомним, что в рамках подписной кампании «Почта России» также предоставила издательствам скидку в размере 17% для всех региональных изданий тиражом 10 тысяч экземпляров, федеральных СМИ тиражом 220 тысяч экземпляров, а также скидку 25% для всех районных СМИ.
— Еще недавно у нас был подписной тираж 15 тысяч. А сейчас — только 6,5 тысячи, — вздыхает директор — главный редактор общественно-политической газеты «Наше время» Вера Южанская. — Но во время одной из акций мы сделали 40% тиража. Сейчас, спасибо, очередная льготная декада подписки — надеюсь, еще читатели подтянутся. Причем основные наши подписчики живут в сельской местности, куда, кроме «Почты России», прессу им никто не доставит.
— Институт подписки, к сожалению, рушится, — констатирует Геннадий Кудий. — Да, «Почта России» принимает меры — например, те же декады подписки. Но только одним этим ситуацию не спасти. Наше ведомство выступает за то, чтобы государственные субсидии на подписку были сохранены и действовали.
Вторая важная проблема издателей — стремительное сокращение количества киосков прессы, особенно в регионах.
— Поддержка подписки — важное дело. Но это только один элемент. Другой элемент — та же розница. Количество киосков прессы сокращается сумасшедшими темпами, — подчеркивает Геннадий Кудий.
Выход нашелся. В поддержку региональных печатных изданий «Почта России» и Альянс руководителей региональных СМИ России запустили совместный проект по развитию розничных продаж газет и журналов во всех 42 тысячах почтовых отделений по всей стране (каждый день их, к слову, посещает в среднем 2,5 млн человек).
В рамках проекта «Почта России» обеспечивает розничную продажу региональных изданий и их выкладку на барьерных стойках в почтовых отделениях. Список изданий, подлежащих распространению, составляется АРС-ПРЕСС. Приоритет при распространении отдается общественно-политическим изданиям, имеющим важное значение для информирования населения о событиях в стране и регионе. Список будет расширяться.
«Поддержка «Почтой России» региональных издателей — это позитивный факт. Для издателей распространение на почте — это прямой контакт с потребителем и возможность стимулировать подписку на свои издания», — отметила исполнительный директор АРС-ПРЕСС, председатель экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России Софья Дубинская в пресс-релизе о запуске проекта.
«МК» надеется, что читатели, кто еще не успел оформить подписку на любимые издания, обязательно оформят ее со скидкой во время Всероссийской декады подписки, а те, кому удобнее покупать газету, — заглянут в почтовое отделение по пути на работу.