По подсчетам правительства, ситуация в здравоохранении вроде как улучшается. Средние нормативы финансирования, предусмотренные программой из расчета на одного человека, в 2015 году составят 11 599,1 рубля (на 12,3% больше, чем в 2014 году), в 2016 году — 12 215,8 рубля, в 2017 году — 13 379,6 рубля.
Однако, проанализировав документ, эксперты констатируют: российское здравоохранение ставится на грань выживания. И последствия могут быть самыми печальными: больницы начнут закрываться пачками, зарплаты медработников в лучшем случае останутся неизменными, в худшем — снизятся. А регионам придется столкнуться с необходимостью искать деньги на лечение больных в своих дырявых бюджетах.
...Проект программы госгарантий сформирован на основе стандартов медицинской помощи. «Но программа стандартизации сорвана! Стандартами сейчас охвачено не более трети всех заболеваний и лишь 17,2% заболеваний, требующих стационарного лечения. Не утверждены стандарты на целый ряд заболеваний, которые являются основной причиной обращения к врачам, а также госпитализаций и смертности. Например, нет стандартов для инсульта или астмы. Следовательно, федеральная программа, как и территориальные, никак не может быть сформирована на законодательно установленных стандартах медицинской помощи. Надо полагать, ее сформировали с оглядкой на прошлые — подчеркну, дефицитные — тарифы. Ведь отсутствие стандартов препятствует объективным расчетам тарифов на медицинские услуги в российских регионах», — говорит член Общественной палаты России Эдуард Гаврилов.
Сегодня в регионах тарифы на лечение одного и того же заболевания различаются в разы. «Разница в оплате медицинской помощи ведет к разнице в ее оказании. Ежегодно в систему ОМС направляются колоссальные суммы. Государство в непростых условиях изыскивает эти средства, может быть, в ущерб другим важным статьям расходов. В 2014 году это порядка 1,2 триллиона рублей, при этом механизм распределения этих средств абсолютно непрозрачен», — говорят специалисты.
Согласно программе, объемы госпитализации россиян в стационары продолжат снижаться. Чиновники находят этому множество объяснений, главное из которых: у нас теперь новые медицинские технологии, хорошее оборудование, модернизация, лечиться можно и амбулаторно. «Это автоматически приведет к еще большему сокращению коечного фонда и поставит больницы, в первую очередь сельские, под угрозу закрытия. Мы понимаем, что важнее развивать первичное звено здравоохранения и дневные стационары. Но как сегодня справляются с потоком поликлиники, хорошо знает любой обладатель полиса, а в дневных стационарах не хватает около 29 тысяч мест», — считают эксперты.
К тому же проект программы госгарантий не вносит ясности в вопрос платности и бесплатности медуслуг, в то время как стандарты четко определяют, что положено пациенту за госсчет и какие рамки преступать нельзя.
— По факту можно прогнозировать постепенное выталкивание пациентов в коммерческий сектор медицины. Фактором риска здесь является и то, что сроки ожидания, например, процедур или диагностики носят в программе госгарантий лишь рекомендательный характер, а это может стать основой для коррупционной лазейки. Когда человеку срочно нужно МРТ или ЭКГ, а ему предлагают записаться через месяц-другой или пройти в кассу, выбор очевиден.