Рейтинг российских вузов снижают профессоры по совместительству

Главные беды высшего образования — репетиторство в рабочее время и плохое знание языков

Редактор одного из самых авторитетных мировых рейтингов вузов — рейтинга британского журнала Times High Education Фил Бейти приехал в Москву, чтобы отчитаться об итогах года и рассказать российским ректорам, как поднять популярность наших университетов в мире. Он и его зарубежные коллеги отметили немало неприятных для российского высшего образования вещей.

Главные беды высшего образования — репетиторство в рабочее время и плохое знание языков

Мировые специалисты по рейтингованию институтов и университетов съехались в Москву в рамках проекта «5-100», который стартовал по приказу президента Путина и предполагает к 2020 году вхождение пяти российских универов в топ-100 одного из мировых рейтингов вузов.

Различных методик оценки и рейтингов вузов много, но главными в мире считаются три – составляемый британской компанией QS, рейтинг журнала Times High Education и академический рейтинг Университета Цзяо Тун (более известный, как «Шанхайский рейтинг»). Для битвы за места на вершинах какого-либо из этих рейтингов в рамках проекта «5-100» выбрали 15 ведущих отечественных вузов – среди них МИФИ, ВШЭ, МИСиС, Новосибирский, Уральский и другие крупнейшие университеты. Учебные заведения из «гоночного списка» взбодрили мощным стимулом – миллиардами рублей на развитие инфраструктуры и науки.

- 3,2 миллиона студентов учатся за границей по всему миру – это огромная армия, и выбор вуза они делают во многом за счет рейтингов, – говорит Фил Бейти. - Лидером является Северная Америка. В ТОП-200 последнего обнародованного рейтинга Times High Education – 74 вуза из США, 29 из Великобритании, 12 – из Германии, 11 из Нидерландов, 8 из Австралии, по 7 из Франции и Швейцарии. Российский вуз в ТОП-200 по-прежнему всего один – это МГУ, да и то на 196 месте.

В качестве основных проблем российского высшего образования, из-за которых отечественные вузы не попадают в лидеры рейтинга, Фил Бейти указал языковой вопрос и низкий уровень доходов вузов, связанных с их деятельностью – в частности с коммерциализацией исследований.

- Международный язык – английский, и в российских университетах явно недостаточный уровень перевода на английский обучающих программ, статей в международных журналах и т.д. – говорит Бейти. - Эта же проблема стоит перед Бразилией и Китаем. Но Китай, к примеру, уже понял эту проблему, и сейчас активно переводит свои материалы на английский язык. Также очень важно решать финансовый вопрос – вуз должен демонстрировать, как его разработки внедряются в экономику, приносят доход. Как и язык, «монетизация научных исследовании» напрямую влияет на баллы рейтинга. Из-за этик критериев во многом у российских университетов низкая международная составляющая, проблемы с международным рекрутингом студентов, с международным сотрудничеством.

Пока успехи России видны только в обособленном рейтинге Times Higher Education – для группы стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) и государств с развивающейся экономикой.

По итогам 2014 года в рейтинг 100 лучших высших учебных заведений стран БРИКС вошли 7 российских вузов: МГУ (5 место), МИФИ (13 место), Новосибирский госуниверситет (34 место), СПбГУ (64 место), МФТИ (69 место), Уральский госуниверситет (70 место), МГТУ имени Н.Э.Баумана (90 место).

В рейтинге БРИКС российские вузы немножко подросли за год – особенные успехи продемонстрировал МГУ, поднявшись с 10 места на 5. Итоговая цифра выводится по пяти категориям: образование, исследовательская деятельность, цитирование, доход и положение в международном сообществе. Ректор Виктор Садовничий прокомментировал рост так:

- Самое значительное увеличение баллов нам дали критерии «наука и исследования» (было 36,6 баллов, а стало 42,1) и «цитируемость» (было 27, стало 33,8). Есть заметный рост по показателям «международная деятельность» - в прошлом году за нее вузу дали 55,7 баллов, а сейчас 60,4, «инновации» подросли с 72,2 до 78,5.

Иностранные специалисты рассказали и о причинах, по которым мы пока вынуждены соревноваться только с вузами Индии и Бразилии, и не можем конкурировать с Оксфордом, Гарвардом и прочими флагманскими университетами Европы и США. Важный критерий уровня высшего образования страны, по которому мы пока проигрываем, – это индекс цитируемости вузовских ученых. Он зависит от качества их исследований и написанных по ним статьям в научных журналах. Ведущие рейтинги вузов берут индекс цитируемости из крупнейшей в мире специализированной базы статей – Скопус, куда российские статьи попадают «со скрипом».

- Сейчас в базе Скопус 56 млн. статей, 10-12 тыс. статей добавляются в базу каждый день, – сообщил аналитик Мухаммед Айсати. - В базу берутся не все статьи, а только оригинальные и качественные. Средний процент статей, попадающих в базу от общего количества предоставляемых вузом – 41%. Это цифра по миру. В России же эта цифра очень низка – всего 27%. Даже в большинстве стран БРИКС этот процент выше – 53% в Африке, 32% в Бразилии, меньше России только в Индии – там 19%.

А Филипп Альтбах, ведущий ученый мирового масштаба в сфере высшего образования, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, высказал свое мнение:

- Большой проблемой для российских вузов является подработка профессуры в других образовательных учреждениях и разного рода репетиторство. Это не позволяет им полностью вовлекаться в дела университета, в науку. Вузы должны избавляться от тех, кто работает неэффективно!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26691 от 5 декабря 2014

Заголовок в газете: Рейтинг вузов снижают профессора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру