— Михаил Васильевич, новости в Интернете распространяются быстрее вируса, но оценить их значение не так просто. Более 5000 погибших от лихорадки Эбола — насколько высока эта цифра с точки зрения эпидемиолога, с чем ее сравнить?
— Сравнивать надо с объектами того же типа, то есть со вспышками геморрагической лихорадки Эбола в прошлом. И это сравнение оказывается очень неутешительным как для здравоохранения стран Западной Африки, так и для ученых-эпидемиологов. Обычно за год лихорадка Эбола в регионе уносила жизни не более нескольких десятков человек. В самые неблагоприятные годы, 2007-й и 2001-й, количество погибших было в пределах 200 человек, а в 1976 году, когда открыли вирус, вызывающий лихорадку Эбола, от него погибло чуть больше 400 местных жителей. Так что нынешняя вспышка лихорадки Эбола уникальна по масштабу охваченных территорий и количеству погибших.
— Это пандемия?
— Говорить о пандемии преждевременно. Пандемия предполагает распространение болезни на несколько континентов. Такого не произошло. Масштаб вспышки региональный. Зарегистрированные случаи в США и Европе — завозные или внутрибольничные. Они не дали длинных эпидемических цепочек.
— Откуда взялся вирус Эбола?
— Ученым он известен с 1976 года, но в природе он существует, по самым осторожным оценкам, уже более 20 млн лет. То есть этот вирус появился не только намного раньше нашего вида, но и наших эволюционных предков — приматов-гоминидов.
— А могут внезапные вспышки заболеваний вызываться мутациями или появлением новых вирусов?
— «Новых вирусов» не бывает, а «мутировавший вирус» — это понятие из голливудских фильмов. Вирус не может распространяться только из-за того, что он «мутировал». Для возникновения эпидемии нужно очень много совпадений. Необходим активизировавшийся природный резервуар вируса, затем должен сформироваться механизм передачи вируса в человеческие популяции, и сама популяция должна быть к нему восприимчива. Все эти три звена эпидемического процесса очень сложны и редко когда совмещаются на одной территории.
— А можно ли теоретически вывести вирус «в пробирке» и устроить человечеству Судный день?
— Если вы хотите придумать новый вирус, то тогда озаботьтесь и придумыванием для него новой клетки, где он будет жить. Вирус не только живет за счет ресурсов клетки, но и управляется ею. То есть придумать новый вирус нельзя. А вот восстановить древний вымерший вирус возможно. В нескольких западных лабораториях восстановили древние вирусы, вызывавшие у наших далеких эволюционных предков болезнь, аналогичную современному СПИДу. Американским военным вирусологам удалось восстановить геном вируса, вызвавшего в 1918 году пандемию смертельного гриппа, названного тогда «испанкой». И исследователи были очень удивлены, когда не нашли в геноме вируса, вызвавшего «испанку», каких-то мутаций или ранее им неизвестных генов, которые бы объяснили, почему в 1918 году погибло так много людей от гриппа. Этот вирус оказался менее опасным, чем ныне циркулирующие вирусы гриппа. Если нет на данной территории природного очага этого вируса, механизма передачи и восприимчивой популяции, то его распространения среди людей не происходит. Эпидемиология многих опасных инфекций, о которых мы думаем, что все знаем, в действительности оказывается намного сложнее.
— Что нам известно о том, как развивается вспышка Эболы?
— Первичный резервуар вируса, взывающего лихорадку Эбола, неизвестен. Есть основания предполагать, что он поддерживается в природе в простейших организмах. Как попадает к людям, пока окончательно не установлено. Известно, что он передается через мясо зараженных обезьян и летучих мышей. Но существуют еще какие-то неизвестные нам факторы, вызвавшие активизацию природных очагов вируса именно весной этого года и на значительно больших территориях, чем обычно. К этому времени появились оптимальные условия для формирования эпидемических цепочек — урбанизация населения региона, приведшая к его скученности и антисанитарии. И наконец, накопилась высоковосприимчивая к вирусу прослойка населения — люди с ВИЧ-инфекцией. Пожар эпидемии вспыхнул и горел, пока где-то в цепочке не произошел разрыв какого-то звена: угас природный очаг, врачам удалось разорвать эпидемические цепочки либо они разорвались сами. Как бы то ни было, вспышка уже угасает.
— Первые случаи вне Африки: медсестра в Испании не носила защитный костюм, врач в США не придал значения жалобам больного, вернувшегося из очага заражения... Что это? Западное общество расслабилось в отсутствие эпидемий?
— Просто у персонала больницы не было навыков работы с такими пациентами и, видимо, сама больница не обладала инженерными системами, исключающими заражение персонала. Ведь средства индивидуальной защиты — это только дополнение к инженерным системам биологической защиты.
— Правильно ли поступили испанские власти, усыпив собаку заболевшей медсестры?
— Собаки в африканских деревнях поедают испражнения больных лихорадкой Эбола, и у них находят антитела к вирусу Эбола. Но являются ли они носителями вируса и вообще играют ли какую-то роль в его передаче к людям, пока неизвестно. Экскалибура убили на волне паники, просто для того, чтобы показать, что какие-то меры в Испании по борьбе с лихорадкой Эбола предпринимаются. Они сами себя напугали.
— Сейчас в разных странах идут испытания вакцин от лихорадки Эбола. Насколько быстро разрабатываются вакцины подобного рода и сколько они могут стоить?
— Надежная чумная вакцина разрабатывалась почти 40 лет, сибиреязвенная вакцина — еще дольше. Обычно разработка таких вакцин ведется по разным альтернативным направлениям. Моментом истины является сравнительная оценка их профилактической и противоэпидемической эффективности в эпидемических очагах. Ученые сравнивают уровни заболеваемости в активизировавшемся природном очаге у привитой и непривитой групп населения. С учетом того, что вспышки лихорадки Эбола бывают не каждый год, да еще и неизвестно, где они могут начаться, сами решите, где и когда можно «проверить» эффективность таких вакцин.
— Сколько они будут стоить?
— Сколько денег дадут, столько и будут стоить. Разработка вакцин сегодня — это одна из накатанных схем получения денег из бюджета государства.
— Между тем в США уже заявили об успешных испытаниях вакцины...
— Термин «вакцина» имеет очень широкое прочтение. В США были проведены клинические исследования и установлено, что некий экспериментальный препарат вызывает какие-то ответы со стороны иммунной системы здоровых добровольцев, например, в сыворотке крови найдены антитела к вирусу Эбола. Вот и все. Для оценки профилактической эффективности препарата в очаге болезни нужны годы исследований. Но деньги на разработки выкачаны, вакцину вам показали, пообещали еще сделать несколько других, а теперь успокойтесь и забудьте о лихорадке Эбола, как о кошмарном сне.
— А если вакцина все-таки работает — это снимает проблему лихорадки Эбола?
— Нет, не снимает. Лихорадка Эбола — природное явление. Где поддерживается возбудитель болезни, неизвестно. Почему возникают эпидемии, тоже неизвестно. Вакцинировать скорее всего будут ученых, работающих с вирусом Эбола, и лиц, выезжающих в регионы, эндемичные по этой болезни.
— Придет ли лихорадка Эбола в Россию?
— Вы имеете в виду, материализуются ли телевизионные картинки, показываемые мировыми СМИ в России? Нет. И Эбола не придет. Эпидемия фактически прекратилась месяц назад. Ее максимум пришелся на август, в сентябре она начала угасать.
— Но ведь Россия выделила 780 млн рублей на борьбу с лихорадкой Эбола в Африке?
— Так и Эстония выделила 50 тысяч евро на те же цели. Инициаторы очередной эпидаферы обобрали всех, а не только Россию! Обратите внимание, что истерия по поводу лихорадки Эбола закончилась сразу, как только на борьбу с ней собрали деньги. А сама эпидемия угасла еще раньше. Российские чиновники сейчас находятся в неудобном положении. У нас своих геморрагических лихорадок пруд пруди. Ежегодно ими заболевают тысячи людей. Есть геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, Конго-Крымская геморрагическая лихорадка. Омская геморрагическая лихорадка. Есть и другие. Но на их изучение таких денег не выделяют. Россия не сопротивляется.
— При современном уровне развития медицины возможны ли вообще повторения таких катастрофических пандемий, как чума в Европе?
— Мы сейчас живем в условиях нескольких катастрофических пандемий, по сравнению с которыми чума или натуральная оспа средних веков — просто занимательное чтение. Не лихорадка Эбола будет «моровой язвой» XXI века. Ими будут пандемии ВИЧ/СПИДа, гепатитов В и С, Т-клеточного лейкоза. Это совершенно иной тип пандемий — нециклический, такие пандемии не имеют механизмов самоторможения. К тому же они открывают широкие ворота для проникновения в человеческое общество возбудителей других инфекций. Из-за них необратимо меняется эпидемическая ситуация во всем мире. Человеческое общество сегодня более инфицировано, чем сто лет назад. И единственным глобальным ограничителем пандемии ВИЧ/СПИДа является сегодня параллельно развившаяся пандемия туберкулеза. Вот только сам возбудитель туберкулеза становится все более опасным для людей.
СПРАВКА "МК"
По последним данным, опубликованным в газете The Mirror, 25% больных СПИДом умирают именно от туберкулеза.
— По-моему, СПИД не кажется таким страшным потому, что не передается так легко, как Эбола. Вроде бы мы можем себя уберечь.
— Когда вам говорят, что ВИЧ не опасен, так как не передается через рукопожатие, то вас заведомо держат за слабоумных. У него много других надежных механизмов передачи, к тому же такие пандемии никуда не спешат. На днях прошла новость о том, что врачи в Бразилии вынуждены были признать случай заражения молодой женщины от ее сестры через маникюрные ножницы. Это парентеральное заражение. ВИЧ проник в кровь женщины через нарушение целостности кожных покровов, очень распространенный способ заражения ВИЧ и гепатитами В и С. Будьте сами осторожны с такими косметическими процедурами. Как видите, уберечься от ВИЧ не так просто. Людей, инфицированных ВИЧ и гепатитами В и С, миллионы. Многие не подозревают, что являются носителями вируса, так как России еще в 1990-х годах западными доброжелателями навязана правозащитная практика борьбы с такими инфекциями.
СПРАВКА "МК"
Что такое «природный резервуар вируса»? Это клеточный организм-«хозяин», внутри которого существует вирус. Ведь сам по себе он является представителем внеклеточной жизни. Чтобы функционировать, вирусу нужно «встроиться» в чужую клетку. Супотницкий считает, что первичным резервуаром многих вирусов и бактерий, в том числе и вируса, вызвавшего лихорадку Эбола, являются одноклеточные организмы. Территории, где эти простейшие поддерживают опасные патогены, формируют природные очаги вируса. Такие очаги существуют постоянно, но большую часть времени — в «затухшем» состоянии, когда они не опасны для людей и животных. Супотницкий называет их «реликтовыми очагами». Но при определенных условиях эти очаги начинают «пульсировать», просыпаются, как вулканы, и вбрасывают возбудитель опасной болезни в популяции позвоночных животных, от которых по разным механизмам заражается человек. Он считает, что эпидемия «Черной смерти» в Европе и русских княжествах в 1347–1351 годах была вызвана пульсацией таких очагов, а не заносом возбудителя чумы из других регионов. Причиной активизации реликтовых очагов чумы стало глобальное изменение климата, называемое сегодня «малым ледниковым периодом». Оно привело к разрушению экосистем, вмещающих возбудитель чумы. Очаги в Западной Африке, вмещающие вирус, вызывающий лихорадку Эбола, тоже были «спящими» до марта месяца, но по каким-то причинам экосистемы, вмещающие вирус, разрушились, и мы получили мощную вспышку лихорадки Эбола на этих территориях.
— Тут снова хочется ухватиться за спасительное слово «вакцина».
— Вакцину от СПИДа разработать невозможно. Причина — иммунная система многоклеточных организмов создана ретровирусами, к семейству которых относится и ВИЧ. И она не только не воспринимает ВИЧ как антигенно-чужеродный объект, но и способствует его размножению и распространению по человеческим популяциям. ВИЧ/СПИД-пандемия — это не пандемия привычного нам типа, как, например, пандемия гриппа. Геном человека на 40% состоит из структур типа ВИЧ, их называют эндогенными ретровирусами и ретроэлементами. Я один об этом знаю? Сама концепция победы над СПИДом через вакцинацию — это вопиющая эпидемиологическая безграмотность и обман. Даже оспу победили не вакцинацией, а эпиднадзором, о чем все специалисты прекрасно знают. Пора бы уже прекратить дурачить россиян обещаниями создать ВИЧ-вакцину и покончить с ВИЧ/СПИД-пандемией, «как с натуральной оспой».
— И все же чисто психологически нам кажется: чумной больной может «одним чихом» перезаразить полгорода, а с больным СПИДом надо как минимум плотно контактировать.
— Это компенсируется пожизненным носительством вируса. На днях СМИ сообщили, что в Румынии умер 25-летний молодой человек, заразивший СПИДом 8 девушек, — причем после того, как об этом стало известно, провериться на носительство вируса решили еще 40 (!) его любовниц. Отвлекитесь от моральной стороны вопроса и подумайте, какова длина эпидемической цепочки при этой болезни! Как-то вы спокойно все к ВИЧ относитесь, чума — это так, разминка человечества перед СПИДом. Впрочем, чума тоже никуда не делась, она вообще не приходит и не уходит, она просто есть. Москва стоит на реликтовом очаге чумы, крупные эпидемии чумы в Москве были 7 раз. Самые страшные — в 1654 году, в 1771–1772 годах, погибших до 100 тысяч человек.
— То есть чума может в любой момент повториться? И что тогда?
— То же, что и всегда. Все будет зависеть от масштабов «повторения». Если единичные случаи, то героическими усилиями властей, ученых, врачей чума будет побеждена. Но если чума начнется сотнями случаев, то тогда уместно вспомнить слова из проповеди отца Панлю из романа Альбера Камю «Чума»: «…Она там, терпеливая и зоркая, неотвратимая, как сам порядок мироздания. И руку, что она протянет к вам, вам ни одна сила земная, ни даже — запомните это хорошенько! — суетные человеческие знания не отведут от вас».
СПРАВКА "МК"
Пока готовилась публикация, ВОЗ сообщила о вспышке чумы на Мадагаскаре. Зафиксировано 119 случаев заболевания, погибли уже 40 человек…
Читайте материал: "Академик Вадим Покровский: "Вакцины не жду. СПИД будет""