На поп-певцов теперь учат в ПТУ

Мировая система профобразования изменилась до неузнаваемости

Профессиональное образование в мире меняется на глазах. Грань между средним и высшим образованием стирается, профессионализм уступает место компетентности, а сами профессии становятся сложносоставными. Как вписаться в современные мировые тренды и не отстать (к примеру, профессии автомеханик в развитых странах сегодня соответствуют четыре российских), 25 ноября обсуждали участники VIII международного конгресса Global Education.

Мировая система профобразования изменилась до неузнаваемости

Конференция по профессиональному образованию пришлась как нельзя кстати, подчеркнул, открывая заседание, член Совета Федерации Александр Волков: «Отвечая на современные вызовы, такая огромная страна, как Россия, должна сама себя накормить, одеть и обуть, а также реализовать программу импортозамещения в области передовых технологий. В ближайшие 2–3 года мы должны существенно продвинуться в развитии страны по самым главным направлениям. Уйти от внешней зависимости, которая сегодня сильно давит на нашу страну. И в том числе с помощью кадров, которые готовит система профобразования».

На сегодняшний день, по данным Минобрнауки, эта система такова. В стране работают около 4 тыс. колледжей и 400 вузов, готовящих в общей сложности до 3 млн специалистов среднего звена. Для сравнения, в системе высшего образования учатся 5,5 млн студентов, а ежегодный набор первокурсников превышает 1 млн человек. Однако главные сложности связаны не столько с этим перекосом, сколько с глобальными изменениями системы профобразования в мире, не коснувшимися пока нашей страны. Вот лишь некоторые основные моменты, перечисленные представителем Агентства стратегических инициатив, профессором практики Московской школы управления «Сколково» Павлом Лукшей.

Профессия — отныне устаревающая категория: она уступает место компетенциям, которые будут развиваться всю жизнь. Понятия рабочих, инженерных и управленческих специальностей стираются: разделение между средним и высшим профессиональным образованием уходит в прошлое. На первый план, особенно в новейших отраслях, выходят не индивидуальные, а командные компетенции — на них при подготовке специалистов и должны ориентироваться учебные заведения. К 2030 году 60–70% работ будут выполняться роботами, поэтому критически важными становятся творческие виды работ.

Сегодня мы платим за многолетнее небрежение системой профобразования, и платим дорого. Утешает одно. Как показал прошлогодний чемпионат для школьников — участников пилотного проекта международной рамки профобразования WorldSkills, «конкурсные задания для детей были намного сложнее, чем для настоящих рабочих, а их исполнение оказалось лучше, чем у рабочих». На этих ребят вся надежда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру