На Пресне появились самовольные арт-объекты

Необычную акцию художников пресекли коммунальные службы

В ночь с воскресенья на понедельник Москва пережила нашествие стрит-артистов: за несколько часов около 20 художники внедрили в городскую среду несколько десятков арт-объектов. Люди-парашютисты, торчащие из домов руки, собака-видеокамера, расплавленный человек — чего только не придумали художники, чтобы доказать всем и каждому: искусство необходимо городу как воздух людям и должно обитать не только в парках и скверах — везде! Художники принципиально не стали согласовывать акцию «Луч», так что утром многие нелегальные объекты убрали. Свидетелем демонтажа, больше напоминавшего перформанс, стал репортер «МК».

Необычную акцию художников пресекли коммунальные службы

...Выход из метро «Баррикадная» изменил привычный вид: ночью на безликой грязноватой стене появились три забавные рожицы. Однако работа группы 310 (Степана Краснова и Андрея Целуйко) недолго привлекала внимание горожан. В 11 утра около арт-объекта появились люди с лопатами, чей внешний вид почему-то ничем не выдавал в них работников горслужб.

— Почему снимаете арт-объект? — спрашиваю мужчину с самым мрачным лицом, которое выдает в нем главного.

— Не положено! - сквозь зубы шипит тот.

А из какой вы службы?

Ответа не следует. Мужчины удаляются, прихватив две рожицы, одну оставляют подоспевшим художникам.

За ночь стрит-артисты без разрешения смонтировали объекты на радиусе от Большой Никитской до площади 1905 года. Потому акция и получила название «Луч»: на карте арт-маршрут лучом разрезает город от центра к периферии. Некоторые из объектов, впрочем, не протянули и нескольких часов. Молодую группу «DEUX BEARS», например, поймали на месте «преступления», когда художники монтировали на остановке скульптуру расплавленного человека («Люди плавятся от несчастья и отсутствия воздуха. Трудно выжить в безвоздушном пространстве и негативно-агрессивной среде, нужен вздох», - так объясняют авторы свою работу). Разошлись с полицией мирно, но работу сразу сняли. Та же судьба постигла и другие объекты. Максим Абрамов сделал для акции с десяток гипсовых слепков рук (одна застыла в форме «лайка», другая просит милостыню, третья сжата в кулак — художник изобразил весь спектр эмоций в жестах). Абрамов прикрепил слепки на стены задний и к рекламным конструкциям — в самых неожиданных местах. Утром же автор не досчитался немало объектов.

А вот архитектор, художник и фотограф Елена Будина, для которой стрит-арт в новинку, сразу позаботилась о том, чтобы ее творение простояло подольше: вместо голов у ее скульптур парашютистов — тяжелые глыбы. «Мой папа был летчиком, а я сама прыгаю с парашютом. Этой работой я хотела пожелать всем полетов и легкости», - объяснила задумку Елена. Два ее красных «летуна», сделанных из манекенов, все еще стоят Красной Пресне. Люди реагируют на них по-разному: одни не замечают, другие фотографируют, третьи разглядывают с недоумением, остальные — с любопытством. Примерно так же горожане реагировали и на другие работы. Сколько людей столько и мнений. Но показательно, что ни один объект не был уничтожен вандалами (хотя, они тоже только ночью орудуют?). Все, что исчезло с городских улиц, исчезло по воле городских властей. И порой,демонтаж напоминал трагикомический фарс, что тоже показательно.

Так случилось на площади 1905 года, где художники установили раскрашенный в стиле поп-арта куб (еще одна работа группы 310). Именно эта точка стала конечной в маршруте акции — сюда художники позвали прессу, чтобы выдать свой манифест. В разгар обсуждения около куба появился человек с тележкой — опять же, без всяких отличающих сотрудников горслужб знаков или формы — и попытался забрать незаконно установленный объект. Но только его окликнули художники — юноша бросился наутек. Бегом. И еще долго ходил кругами, не решаясь вернуться за тележкой...

– Москва – это странный город. Здесь нет общественной жизни, - подводим итоги с одним из участников акции Дмитрием Алексеевым. - Всем кажется, что она есть, а на самом деле нет. Стрит-арт и паблик-арт – это проявления общественной жизни, где люди открыто и свободно выражают свои мысли. Получается, что нет жизни – нет и паблик-арта, а есть какие-то искусственные взаимоотношения власти, общества и художника. И именно поэтому встает вопрос о легальности произведения искусства на улицах. Выход есть: либо объявлять свободные зоны для искусства либо просто разрешить искусство в городе. И тогда не власть, а общество будет решать, жить этому произведению на улице или нет. Если это движение станет массовым, тогда в этот процесс включатся девелоперы, архитекторы, ландшафтники, общественные организации. Вот она общественная жизнь.

– Если сравнивать столицу России с другими мегаполисами с точки зрения концентрации искусства в городской среде, то какие выводы можно сделать? Насколько велика активность российских уличных художников в принципе?

- У нас мало художников, работающих на улице, но они очень активны. К сожалению, невозможно говорить о движении, скорее это единичные случаи. Если художник набирает высокий профессиональный уровень, то, как правило, его зовут работать за границу, и они пропадают на бесконечных европейских фестивалях, поскольку сейчас эта тема необычно популярна во всем мире. А между фестивалями их зовут расписывать кварталы европейских городов, т.е. они активно участвуют в мировой общественной жизни, пример – украинская группа «Interesni Kazki».

- Что дальше? Вы будете проводить подобные акции? Впредь будете их согласовывать или нет?

- Обаятельно будем делать делать что-то еще подобное. Согласовывать не будем — зачем? Наша цель в том, чтобы свободу творчества не нужно было согласовывать.

 

Стрит-арт и паблик-арт на улицах Москвы

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26682 от 25 ноября 2014

Заголовок в газете: Нелегальный арт вышел на улицы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру