...Выход из метро «Баррикадная» изменил привычный вид: ночью на безликой грязноватой стене появились три забавные рожицы. Однако работа группы 310 (Степана Краснова и Андрея Целуйко) недолго привлекала внимание горожан. В 11 утра около арт-объекта появились люди с лопатами, чей внешний вид почему-то ничем не выдавал в них работников горслужб.
— Почему снимаете арт-объект? — спрашиваю мужчину с самым мрачным лицом, которое выдает в нем главного.
— Не положено! - сквозь зубы шипит тот.
А из какой вы службы?
Ответа не следует. Мужчины удаляются, прихватив две рожицы, одну оставляют подоспевшим художникам.
За ночь стрит-артисты без разрешения смонтировали объекты на радиусе от Большой Никитской до площади 1905 года. Потому акция и получила название «Луч»: на карте арт-маршрут лучом разрезает город от центра к периферии. Некоторые из объектов, впрочем, не протянули и нескольких часов. Молодую группу «DEUX BEARS», например, поймали на месте «преступления», когда художники монтировали на остановке скульптуру расплавленного человека («Люди плавятся от несчастья и отсутствия воздуха. Трудно выжить в безвоздушном пространстве и негативно-агрессивной среде, нужен вздох», - так объясняют авторы свою работу). Разошлись с полицией мирно, но работу сразу сняли. Та же судьба постигла и другие объекты. Максим Абрамов сделал для акции с десяток гипсовых слепков рук (одна застыла в форме «лайка», другая просит милостыню, третья сжата в кулак — художник изобразил весь спектр эмоций в жестах). Абрамов прикрепил слепки на стены задний и к рекламным конструкциям — в самых неожиданных местах. Утром же автор не досчитался немало объектов.
А вот архитектор, художник и фотограф Елена Будина, для которой стрит-арт в новинку, сразу позаботилась о том, чтобы ее творение простояло подольше: вместо голов у ее скульптур парашютистов — тяжелые глыбы. «Мой папа был летчиком, а я сама прыгаю с парашютом. Этой работой я хотела пожелать всем полетов и легкости», - объяснила задумку Елена. Два ее красных «летуна», сделанных из манекенов, все еще стоят Красной Пресне. Люди реагируют на них по-разному: одни не замечают, другие фотографируют, третьи разглядывают с недоумением, остальные — с любопытством. Примерно так же горожане реагировали и на другие работы. Сколько людей столько и мнений. Но показательно, что ни один объект не был уничтожен вандалами (хотя, они тоже только ночью орудуют?). Все, что исчезло с городских улиц, исчезло по воле городских властей. И порой,демонтаж напоминал трагикомический фарс, что тоже показательно.
Так случилось на площади 1905 года, где художники установили раскрашенный в стиле поп-арта куб (еще одна работа группы 310). Именно эта точка стала конечной в маршруте акции — сюда художники позвали прессу, чтобы выдать свой манифест. В разгар обсуждения около куба появился человек с тележкой — опять же, без всяких отличающих сотрудников горслужб знаков или формы — и попытался забрать незаконно установленный объект. Но только его окликнули художники — юноша бросился наутек. Бегом. И еще долго ходил кругами, не решаясь вернуться за тележкой...
– Москва – это странный город. Здесь нет общественной жизни, - подводим итоги с одним из участников акции Дмитрием Алексеевым. - Всем кажется, что она есть, а на самом деле нет. Стрит-арт и паблик-арт – это проявления общественной жизни, где люди открыто и свободно выражают свои мысли. Получается, что нет жизни – нет и паблик-арта, а есть какие-то искусственные взаимоотношения власти, общества и художника. И именно поэтому встает вопрос о легальности произведения искусства на улицах. Выход есть: либо объявлять свободные зоны для искусства либо просто разрешить искусство в городе. И тогда не власть, а общество будет решать, жить этому произведению на улице или нет. Если это движение станет массовым, тогда в этот процесс включатся девелоперы, архитекторы, ландшафтники, общественные организации. Вот она общественная жизнь.
– Если сравнивать столицу России с другими мегаполисами с точки зрения концентрации искусства в городской среде, то какие выводы можно сделать? Насколько велика активность российских уличных художников в принципе?
- У нас мало художников, работающих на улице, но они очень активны. К сожалению, невозможно говорить о движении, скорее это единичные случаи. Если художник набирает высокий профессиональный уровень, то, как правило, его зовут работать за границу, и они пропадают на бесконечных европейских фестивалях, поскольку сейчас эта тема необычно популярна во всем мире. А между фестивалями их зовут расписывать кварталы европейских городов, т.е. они активно участвуют в мировой общественной жизни, пример – украинская группа «Interesni Kazki».
- Что дальше? Вы будете проводить подобные акции? Впредь будете их согласовывать или нет?
- Обаятельно будем делать делать что-то еще подобное. Согласовывать не будем — зачем? Наша цель в том, чтобы свободу творчества не нужно было согласовывать.