Законопроект предлагает ужесточить уголовную ответственность за ДТП, повлекшие смерть человека, а также дополнить Уголовный кодекс новой статьей, карающей за «нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Он был внесён в конце 2012 года группой депутатов во главе с Ириной Яровой («ЕР») в очень жестком виде, а потом переписан (смягчен) ещё до обсуждения в первом чтении. С тех пор были приняты и вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, серьезно усилившие ответственность за «пьяную езду», а «законопроект Яровой» до второго чтения никак не доберётся.
На одном из последних заседаний профильного Комитета по конституционному законодательству было решено вынести документ на пленарное заседание в декабре. Но 21 ноября на сайте правительства появился текст поправок, которые серьезно противоречат депутатскому варианту.
Парламентарии предлагают в новой статье УК при повторном в течение года с момента вынесения наказания правонарушении, связанном с «пьяной ездой», наказывать штрафом в 200-300 тысяч рублей и лишать «права заниматься определенной деятельностью» на срок до трёх лет (за этой формулировкой будто бы скрывается лишение водительских прав). Альтернатива - обязательные или принудительные работы и даже лишение свободы на срок до двух лет.
Правительство же считает правильным наказывать лишь тех, кто «два раза» привлекался к административной ответственности за любое правонарушение, связанное с «пьяной ездой», «в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию». Срок этот - год с момента вынесения приговора суда. Штрафы правительство предлагает в 100-200 тысяч рублей, а самым суровым наказанием хочет сделать арест на срок до 6 месяцев.
«С этим предложением мы никак согласиться не можем, это сведёт на «нет» профилактическую роль законопроекта, исказит его суть»,- сказал корреспонденту «МК» первый замглавы профильного комитета Вячеслав Лысаков («ЕР»). «На третий раз» люди воспринимают как «на тридцать третий», да и снижение штрафов неоправданное, такой псевдолиберализм не поймёт население, которое требует более жестких мер по борьбе с пьянством за рулем»,- считает он.
Но другая часть предложений правительства уже учтена в тексте, который подготовлен ко второму чтению, пояснил депутат. Например, уголовная ответственность будет наступать не только за повторную пьяную езду и повторный отказ от медосвидетельствования на состояние алкогольного опьянения, но и за повторный фокус типа «после совершения ДТП нетрезвый водитель, чтобы избежать лишения прав, глотнёт спиртного прямо на месте аварии, и утверждает, что выпил только что, пытаясь снять стресс».
Нет споров между Думой и правительством и в том, как именно следует ужесточить действующую 264 статью УК, которая наказывает за нарушение ПДД, повлекшие тяжкие последствия. За совершенное пьяным водителем по неосторожности ПДД, в результате которого погиб человек, минимальный срок лишения свободы устанавливается в 2 года (сейчас его нет), а максимальный остается прежним (7 лет). Если погибли двое и больше людей, минимальный срок лишения свободы будет 4 года (сейчас его нет), а максимальный останется прежним (9 лет).
Сам факт опубликования поправок на сайте правительство свидетельствует о том, что процесс согласования в Белом доме не считают завершенным. Но даже если законопроект будет принят до конца сессии, срок его вступления в силу придется отодвигать до 1 июля 2015 года, считает г-н Лысаков: «Надо дать время МВД подготовиться к новым правилам, потому что теперь сотрудник ГИБДД, остановив машину с пьяным и пробив его по базе, в случае повторного нарушения в течение года должен будет передать нарушителя дознавателю для возбуждения уголовного дела».