Необходимость реформы системы обучения (а новые правила подготовки водителей вступили в силу 12 августа) в автошколах — лишь следствие того, что зачастую будущих водителей готовят из рук вон плохо, с нарушением всех норм и требований. Чтобы понять, что происходит «за кулисами» автошкол, особенно тех, что противятся реформе, ваш корреспондент отправился на обучение в одно из этих учебных заведений, считающееся едва ли не самым популярным в Москве. И убедился: с подобной подготовкой начинающие водители далеко не уедут.
«Центральная автошкола»: без окон и дверей
Судя по информации на официальном сайте, «Центральная автошкола» (ЦА) — одно из старейших (работает с 1990 года) и популярнейших учебных заведений столицы по подготовке водителей. К услугам учеников — целых 23 филиала по всему городу, профессиональные инструктора, учеба, начинающаяся заново каждую неделю, и свободный график посещения занятий. Чтобы проверить, как на деле готовят водителей в «Центральной автошколе», я решил отправиться на обучение в ближайший к своему дому филиал на улице Константинова, дом 11А (Алексеевский р-н, СВАО). Первое, что меня удивило, — найти это учебное заведение в небольшом пятиэтажном здании оказалось весьма непросто: никаких вывесок или указателей на нем попросту не было. Обойдя дом три раза и опросив прохожих, я наконец выяснил, что входят в «потайную» автошколу через подвал, скрытый под пластиковым козырьком. Там у двери висит звонок, рядом с которым красным фломастером написано «автошкола»: звоню, мне открывают, и я поднимаюсь на пятый этаж.
К чему такая секретность столь популярному учебному заведению — не вполне понятно, но я отбрасываю сомнения и смело иду в учебный класс на организационное собрание, где уже сидят шестеро будущих водителей. Вскоре к нам выходит женщина средних лет (очевидно, администратор) и начинает рассказывать о том, как здесь устроено обучение. Первая часть — теоретический курс; по правилам он должен длиться около 106 часов. Однако меня и других учеников сразу же «успокаивают»: все пройдет гораздо быстрее. Вся учеба в классе продлится лишь четыре дня — по два полуторачасовых занятия в каждом, т.е. всего 16 академических часов (здесь это называется «ускоренный курс»). Но куда же делись остальные положенные по закону 90 часов? Администратор отчасти объясняет их исчезновение: дело в том, что такие учебные дисциплины, как первая помощь, устройство и эксплуатация автомобиля, вынесены в факультативные занятия. Длятся они по 4 часа, а стоят от 500 до 950 рублей, при этом учить или не учить, к примеру, первую помощь каждый ученик решает сам — мол, дело это добровольное (на самом деле они должны входить в курс обучения обязательно). Что до оставшегося «урезанного» курса теории ПДД и ОБД (организации и безопасности движения), то стоит он 8 тысяч рублей. Мне как молодому 25-летнему ученику положена скидка в 30% — и я должен отдать за все теоретическое обучение всего 5600 рублей. На этой оптимистической ноте консультация заканчивается, и тем, кто решил учиться в «Центральной автошколе», предлагают перейти к оформлению документов. Все сидящие в классе соглашаются — и я присоединяюсь к ним.
«Серые» схемы, спрятанные в документах
В соседней с учебным классом комнатушке бабушка-кассир резво собирает с учеников деньги и выписывает им чеки. Собственно, все первоначальное оформление и сводится к оплате теории и заключению договора на учебу. Будущие водители в этот документ предпочитают не вчитываться — однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В договоре прописано, что автошкола «обязуется провести консультации по ПДД и ОБД и ознакомить гражданина с условиями обучения в автошколах города Москвы». То же слово «консультации» фигурирует и в качестве назначения платежа в квитанции. Этот на первый взгляд незначительный нюанс на самом деле очень важен, поскольку означает, что ученики «Центральной автошколы» никакого обучения в ней не проходят; в противном случае им пришлось бы посетить все положенные по закону 106 учебных часов.
А вот что такое «консультации по ПДД и ОБД», ни в одном регламентирующем документе не прописано, что не удивительно, ведь обучением они по факту и не являются. Как следствие, мало того, что будущие водители в «Центральной автошколе» физически не смогут усвоить необходимый им теоретический курс — так еще и в случае какого-либо ДТП с их участием ЦА не понесет за их крайне слабую подготовку никакой ответственности. С точки зрения закона все в порядке — консультации, повторимся, это не обучение, и никакого контроля их качества попросту не предусмотрено.
По сравнению с полноценным учебным курсом по теории, который в столичных автошколах в среднем стоит от 12 до 15 тысяч рублей, те 8 тысяч, которые за свои консультации берут в «Центральной автошколе», для будущих водителей, не понимающих, как их обманывают, выглядят крайне привлекательно. Но администрация этого заведения нашла прекрасный способ, как забрать у своих учеников деньги, которые те, казалось бы, сэкономили на курсе теории. В каждой автошколе взимается небольшая комиссия за организацию сдачи экзамена в ГИБДД, в среднем — 400–500 рублей. По сути, эти деньги идут на доставку документов ученика дорожным полицейским и предоставление для сдачи практического экзамена в ГИБДД учебной машины от автошколы. Однако в «Центральной автошколе» эта услуга почему-то стоит в 14(!!) раз больше — 7 тысяч рублей. Эти деньги ученики отдают, оформив необходимую медицинскую справку формы 083/у, сделав фото на документы и отсканировав паспорт. От многих из тех, кто учился вместе со мной, я слышал удивленные вопросы в духе «А семь тысяч-то отдавать за что?!». Однако уклончивые ответы администраторов про якобы дорогостоящую организацию экзаменов в ГИБДД учеников всякий раз быстро успокаивали. А ведь наведи они справки про ценовую политику московских автошкол — и так легко «разводить» их на большие деньги персонал «Центральной автошколы» уже не смог бы.
Как одного ученика две автошколы поделили
Очередной «сюрприз» поджидал меня, когда я, окончив теоретический «недокурс», решил приступить к занятиям по вождению. 1,5 часа езды с инструктором стоят в «Центральной автошколе» 800 рублей — обычная цена для Москвы. В среднем будущий водитель должен «откатать» 25 занятий, но, как заверил меня администратор, если я буду делать успехи, все пройдет гораздо быстрее. Первые четыре урока мне пришлось оплатить авансом — из расчета тысяча рублей за одно занятие. На вопрос, зачем мне сразу отдавать 4 тысячи рублей и переплачивать, таким образом, 800 рублей, администратор объяснил, что это необходимо для подбора инструктора. Но неужели в этом учебном заведении с ними так плохо? Как оказалось, все гораздо проще — своих инструкторов здесь... попросту нет, и тут начинает действовать очередная «серая» схема, которая называется «автошкола-партнер».
На практике это выглядит следующим образом: филиал «Центральной автошколы» дает консультации по теории, после чего отдает своих учеников в распоряжение других учебных заведений для «откатки» и выдачи документов. Так, «партнером» для филиала на улице Константинова, где я проходил учебу, служит автошкола Электромеханического колледжа №55 на Михалковской улице (р-ны Коптево и Головинский, САО). Что это означает для учеников? Учиться они пришли именно в «Центральную автошколу», привлеченные ее популярностью и многообещающими посулами с сайта. Однако после сдачи внутренних экзаменов в свидетельстве об окончании учебного заведения будет значиться не она, а автошкола-партнер.
Что тут можно сказать? Парадоксальная ситуация: учебная организация именует себя автошколой, размещает на сайте лицензию, а вместо обучения в соответствии с лицензионными требованиями и выполнения программ обучения проводит короткие курсы под видом консультаций, после которых учащиеся не могут обратиться в ГАИ для сдачи экзаменов, потому что после таких курсов свидетельство об окончании автошколы не выдается, а сдача экзаменов экстерном запрещена. Но при этом все ученики выходят на экзамен в ГИБДД со свидетельствами об окончании других автошкол. Вот вам и «серая» схема в действии!
Таким образом, едва ли не главная автошкола столицы в принципе учебным заведением не является: практических занятий не проводит, а теоретические уроки на деле оказываются «консультациями». При этом некоторые ученики наивно полагают, что, отправившись в «Центральную автошколу», они смогут сэкономить деньги и побыстрее получить права. Но чудес не бывает — учат здесь по времени столько же, как и в других автошколах (по состоянию на август 2014 года — около трех месяцев), а любую экономию сводят на нет внушительные поборы вроде 7 тысяч рублей за сдачу экзаменов в ГИБДД (за которые, как выяснилось, просто выписываются свидетельства автошкол-партнеров) вместо обычных 400 или 500 рублей. Но одними «серыми» схемами минусы «Центральной автошколы» не ограничиваются: никакой ответственности за своих учеников это заведение не несет в принципе, поскольку, как уже говорилось, его следов не будет в свидетельстве об окончании, выдаваемом будущим водителям. И сколько бы раз они ни попадали в крупные ДТП и сколько бы громких уголовных дел ни возникало из-за этого, «Центральная автошкола» формально ничего общего с ними не имеет.
Закон бизнесу не помеха
После того как 12 августа вступили в силу новые, более строгие правила подготовки водителей и большинство автошкол приостановило деятельность до получения всех согласований с ГИБДД, «Центральная автошкола» как ни в чем не бывало продолжила свою бурную деятельность, не имея при этом необходимых документов, включая специальный акт от ГИБДД. Этот документ подтверждает, что оборудование автошколы и ее учебные программы соответствуют всем новым правилам. Все автошколы, прошедшие необходимые согласования, размещены на сайте www.gibdd.ru в разделе «Проверка автошкол». И ЦА в этом списке нет! Несмотря на это, оператор ее «горячей линии» спокойно сообщил мне о том, что условия обучения прежние и набор учащихся идет полным ходом. Как же такое возможно?
За ответами я решил обратиться в центральный филиал ЦА. По понедельникам здесь традиционно устраиваются оргсобрания. Вместе со мной в классе — 10 человек, и девушка-администратор, заметно нервничая, объявляет нам следующее:
— Вы можете уже сейчас проходить теоретические занятия и вождение, но когда у вас будет экзамен в ГИБДД, я сказать не могу. Может, до Нового года, а может — после. Дело в том, что у нас нет акта от дорожных полицейских, и поэтому регистрировать учеников в ГИБДД мы пока не можем. Поэтому несите документы, учитесь. Но когда вы будете сдавать на права, никому не известно...
На этом моменте несколько человек — очевидно, смекнувших, что к чему, — вышли из класса, но большая часть осталась и послушно оплатила теоретический «недокурс». Хотя девушка-администратор фактически прямо заявила о том, что, во-первых, «Центральная автошкола» прямо нарушает закон: обучать будущих водителей без акта от ГИБДД нельзя, это нарушение лицензионных требований, которое карается крупным штрафом или приостановкой деятельности. Во-вторых, нет никакой гарантии, что ЦА вообще получит добро на работу от дорожных полицейских — а в этом случае ее ученики попросту останутся ни с чем, лишившись денег и не получив водительские удостоверения. Однако мало кто из будущих водителей понимает такие тонкости — и «Центральная автошкола» продолжает делать на них деньги в обход всех законов и правил. И, как выяснилось, нарушать закон ЦА не привыкать. В 2013 году Департамент образования Москвы своим приказом приостанавливал действие ее лицензии на полгода. В 2014 году тот же департамент по итогам плановой проверки выдал ЦА предписание на устранение очередных выявленных нарушений. Весьма вероятно, что после того, как ГИБДД и другие надзорные органы, включая прокуратуру, узнают больше о работе этого учебного заведения, оно все же закроется насовсем. И кто знает — может быть, из-за того, что она и подобные ей конторы больше не будут готовить водителей, наши дороги со временем станут безопаснее.