В Министерстве образования прокомментировали «МК» сложившуюся ситуацию так:
«В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» школа может реализовывать платные услуги по уходу и присмотру за детьми, которой, по сути, и является группа продленного дня, но только после согласования размера выплаты с учредителем. Этой возможностью можно пользоваться, но при этом нужно исходить прежде всего из реальной ситуации в каждой конкретной школе, возможностей родителей, с позиций экономической, социальной целесообразности, с учетом специфики региона. Все изменения, происходящие в школе, необходимо обсуждать с родительским сообществом, управляющими советами школ, а не директивно объявлять о них за два дня до окончания школьных каникул. Также необходимо четко определить те категории граждан, которые будут освобождены от платы: это прежде всего социально незащищенные семьи. Кроме того, учредителю необходимо контролировать вопрос установления платы, проводить регулярные мониторинги. У школ есть право установить плату за услуги по присмотру и уходу, но этим правом ни в коем случае нельзя злоупотреблять.
В Минобрнауки России подготовлены соответствующие методические рекомендации, в которых, в частности, указано, что размер платы должен компенсировать расходы школы на услугу, а не служить источником дохода. Кроме того, в Минобрнауки также работает специальная почта, куда можно обратиться в случае необоснованного завышения платы.
Что же касается слияния школ, то в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В силу демографических и социальных причин, а также в связи с реализацией задач, направленных на повышение качества образования, в последние годы отмечается общая тенденция укрупнения школ.
Позиция министерства никогда не была направлена на закрытие детских садов и школ, тем более исходя из экономической целесообразности.
Вместе с тем мы являемся свидетелями процесса объединения детских садов и школ как в сельской местности, так и в крупных городах. В каждом конкретном случае принятие управленческого решения имеет свои причины.
Процесс укрупнения школ должен осуществляться в рамках действующего законодательства. Если создание комплекса направлено на повышение качества образования, и все мероприятия проводятся в соответствии с действующим законодательством, то это будет нести позитивный эффект».
Однако странно, что столь насущный и острый вопрос отдан на откуп местным властям, и руководящее министерство никак не вмешивается в его решение.