Культурная изоляция

Новая «холодная война» осложняет контакты между музыкантами России и Запада

Новая «холодная война» осложняет контакты между музыкантами России и Запада

тестовый баннер под заглавное изображение

Несколько дней назад в Германии закончились мастер-классы трех московских музыкантов-педагогов. Событие это нельзя отнести к разряду экстраординарных. Но и не назвать его символическим — во времена всеобщих санкций и охлаждения отношений — тоже никак нельзя. Один из трех маэстро, преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Виктор Абрамян, так и сказал на концерте, которым венчались мастер-классы: «Когда люди разговаривают, они не всегда понимают друг друга. Даже если говорят на одном языке. Единственный всем понятный язык — музыка».

Музыканты-педагоги приехали в Германию, чтобы раскрыть перед немецкими детьми несколько секретов знаменитой на весь мир русской исполнительской школы. И в самом этом факте нет ничего необычного: многие наши выдающиеся мастера — пианисты, скрипачи, представители других музыкальных специальностей — колесят по миру в поисках не только хороших контрактов, но и благодарных учеников. Дело особенное вот почему: декан фортепианного факультета Московской консерватории Андрей Писарев, один из лучших детских педагогов-скрипачей Виктор Абрамян и блестящий преподаватель вокала Александр Потапов никогда в обычной музыкальной школе не преподавали. А тут — именно такой случай.

В небольшом городке Эггерсдорф, что в двадцати километрах от Берлина, есть музыкальная школа. Эггерсдорф вообще-то и городком трудно назвать — скорее это район более крупного поселения, Штраусберга. Но школа имени Хуго Дистлера известна далеко за пределами этих мест. Прежде всего благодаря стараниям ее директора Александра Брауна. Когда-то перед ним стоял выбор: сделать карьеру «топового» концертирующего виолончелиста (а такая возможность была) — или возглавить фактически деревенскую музыкальную школу, созданную его отцом, рано ушедшим из жизни.

И если о карьере виолончелиста можно говорить теперь только в условном наклонении, то директор из герра Брауна получился замечательный, как и должно быть, когда речь идет о настоящем, преданном своему делу энтузиасте. Многим ли из нынешних школьных директоров — что в России, что в Германии — придет в голову использовать все свои прошлые связи и знакомства, чтобы «выписать» на неделю к себе в деревню не номинальных, а настоящих профессоров? Для занятий с детишками, которые скорее всего никогда не станут профессиональными музыкантами, а ходят на уроки сольфеджио и фортепиано исключительно для общего развития.

С другой стороны, какой уважающий себя профессор, среди учеников которого десяток-полтора лауреатов международных конкурсов, станет возиться (пусть даже и за деньги) с теми, для кого музыка — всего лишь хобби, иногда просто навязанное родителям? Мне кажется, таких найдется немного. Но они все-таки находятся.

Когда полгода назад проректор Московской консерватории Александр Бондурянский узнал о грядущих мастер-классах, он сказал: «Хорошее дело, нужное!». В том, что дело хорошее и нужное, директор школы в Эггерсдорфе убедился уже на второй день занятий: его девочки-певицы под руководством Александра Потапова сразу дали результат. «Они так никогда еще не звучали!» — удивился герр Браун. Не скрывал своего восхищения и один из маститых немецких композиторов, зашедший в школу «на огонек» и услышавший, как играет 19-летний российский пианист Тимофей Доля. Такова была идея: в Германию приехали не только профессора, но и студенты. Они в заключительный день мастер-классов давали концерт с Франкфуртским симфоническим оркестром.

Тимофей Доля, который поразил своей игрой всех до единого, кто его слышал и в школьном классе, и на сцене, собирается приехать в Эггерсдорф еще раз, на следующий год, когда герр Браун организует новые мастер-классы. Но произойдет это только в том случае, если у российских участников проекта хватит денег. Они сами оплачивают свои расходы: спонсоров у школы имени Хуго Дистлера нет, на организацию мастер-классов герр Браун потратил средства из школьного бюджета. Но все расходы оплатить школа не может, и российские студенты летят в Германию за свой счет.

Из-за падения курса рубля, которое продолжается уже не первый месяц, некоторым студентам из Москвы пришлось отказаться от поездки — она оказалась им просто не по карману.

Скорее всего возникнут проблемы и у российских участников музыкального фестиваля в Мадриде, который вот уже несколько лет подряд организуют Виктор Абрамян и Александр Потапов. Следующий такой фестиваль должен пройти в марте, но с уверенностью сказать, что он состоится, маэстро Потапов не может: «Если евро и дальше будет расти такими темпами — никто из россиян не поедет...». Конечно, это выглядело бы странно: полсотни участников из разных стран, русские вдохновители и организаторы — и ни одного музыканта из России.

Потапов и Абрамян еще надеются, что фестиваль отменять не придется, хотя в последний месяц энтузиазма у них заметно поубавилось. Связано это с тем, что сразу несколько давних международных музыкальных проектов оказались под угрозой. Например, финские партнеры, с которыми маэстро вместе проводят новогодние концерты камерной музыки в Санкт-Петербурге и в Финляндии, в этом году решили не участвовать в программах.

Но это не единственная головная боль двух музыкантов. В будущем году исполняется четверть века фестивалю камерной музыки в Монрепо. Его основателем также является Александр Потапов. Уникальный парковый ансамбль под Выборгом каждый год летом (по крайней мере так было до сих пор) принимал молодых музыкантов из разных стран мира в так называемом летнем лагере. В последние годы жили скрипачи, пианисты и певцы в здании, где работали финские ученые, помогавшие восстанавливать усадьбу и парк Монрепо. Финны сами, безвозмездно пустили к себе музыкантов, когда стало ясно, что у фестиваля нет финансовых возможностей снимать гостиничные номера. Но теперь финны уехали, в их услугах больше никто не нуждается, и эксплуатировать здание запретила противопожарная служба. Отметит ли фестиваль в Монрепо свой четвертьвековой юбилей — большой вопрос.

Кстати, директор школы имени Хуго Дистлера посетил минувшей весной несколько польских музыкальных академий и встречался там с ректорами. Он хотел, чтобы в мастер-классах в Эггерсдорфе приняли участие не только россияне и немцы, но и поляки. Его принимали радушно, улыбались, но… в корректной форме отказывались отправлять студентов к профессорам из России. Александр Браун искренне удивлялся не только тому, как хорошо на второй день занятий с русским профессором запели его девочки-певицы, но и отказу польских коллег от участия в мастер-классах.

«Наверное, это политика виновата?» — спрашивает сам себя герр Браун. Вокалист Потапов и скрипач Абрамян тоже теряются в догадках по поводу молчания своих финских партнеров.

(Мало кто из вежливых европейцев скажет вам это вслух, но здесь умеют и без слов дать понять, что многим теперь просто не хочется иметь никаких дел с Россией.)

А блестящий пианист Тимофей Доля надеется, что сможет приехать в Эггерсдорф и на будущий год.

Если, конечно, такая поездка не окажется для него слишком дорогой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру