В Ногинск приехали лучшие экипажи «восьмерок» из 7 авиационно-спасательных центров. «Ми – 8 МТ» - самая распространенная на сегодняшний день модификация «винтокрылой» машины.
Соревнования проходили в три этапа. В первый день соревнований жюри оценивало умение экипажа проводить точное десантирование спасателя в обозначенную точку и его последующий подъем с земли на борт вертолета.
- Высота работы - 25 метров. Спасателя спускали на лебедке. Попали в самый центр обозначенной площадки, - говорит командир победившего экипажа 41 – летний Виктор Баженов, за плечами которого Высшее Сызранское военное училище летчиков, служба в погранвойсках, работа в МЧС, около 4, 5 тысячи часов налета.
На втором этапе экипажи Ми – 8 выполняли полет по перевозке груза на внешней подвеске и устанавливали его в заданном месте.
-Учебный груз был в виде металлической болванки, размером – около 20 метров, весом - 2, 5 тонны. На практике подобный груз мы могли, например, перемещать на баржу. Вертолет способен брать груз до 3 тонн, перемещать его на расстояние до 500 километров.
В завершении конкурса, на третьем этапе, экипажи тушили условный очаг возгорания.
- Применяли водосливное устройство. Это корзина с водой в мягкой оболочке, на которой закреплено нижнее и верхнее кольцо. Корзина подвешена на 25 – метровом тросе. Подлетали, зависали, сбрасывали воду на объект. Для этого в корзине есть специальный клапан.
-Можете рассказать о вашем экипаже? Кто за что в нем отвечает?
-Экипаж состоит из трех человек. Летчик – штурман, которого называют еще вторым пилотом - 30 – летний Алексей Лизура. Он отвечает за навигацию, помогает выполнять технику пилотирования. Бортинженер – 37-летний Дмитрий Белоконь. Он ответственный за подготовку техники, следит, чтобы вся матчасть была исправна. Командир воздушного судна отвечает за все сразу.
-Какой из этапов конкурса был для вас самым сложным?
-Да не было ничего сложного, мы на практике постоянно выполняем такие полеты. Для нас все эти задания довольно привычные. Все – равно, что ехать за рулем машины. Единственное, что может осложнять работу – это метеоусловия, плохая видимость.
-Что скажете о соперниках?
-Летчиков, которые участвовали в конкурсе, я знаю много лет. Мы постоянно сталкиваемся на сборах. У нас все время идет обмен опытом. Каждый, если что – то новое узнал или освоил, тут же спешит поделиться с остальными. Все летают отлично. В соревнованиях счет шел на миллиметры. Победителем мог стать любой из экипажей, нам просто больше повезло.
-Кому в первую очередь расскажите о победе?
- Своим домашним. Жене Евгении, сыну и дочери. Они у меня уже взрослые, учатся в университетах.
-Вспомните одну из самых сложных спасательных операций.
-В 2007 году в Саянах, в районе озера Пазарым, группа из семи туристов спускалась со скалы по замерзшему водопаду, - рассказывает Виктор Николаевич. - Среди снаряжения у них был ледобур, с его помощью можно было организовать страховку. Правильно вкрученный в лед, он способен выдерживать огромные нагрузки, но им ребята почему-то не воспользовались. Пошли в одной связке, у них вырвало крюк, на котором была закреплена веревка. Все сорвались со скалы. Местность была труднодоступная, ледник. Вызвали наш экипаж. Пострадавших и погибших снимали на лебедках с высоты 40 метров. Приходилось делать поправки на восходящие и нисходящие потоки воздуха.
- Где тушить пожар сложнее?
- В горах, где пересеченная местность, и очаг возгорания идет не вдоль склона, а поперек. Получается, что с водосливным устройством на гору не зайдешь, а внизу, как правило, находятся спасатели, сотрудники лесоохраны. Приходится лавировать в узком коридоре.
Трудно бывает при верховом пожаре, который очень быстро распространяется. Помню, как два года назад мы тушили пожар в Томской области, который вплотную подошел к населенному пункту. До самой ночи пришлось отбивать деревню от горящего кедрового леса.
Каждый год мы собираемся с летчиками - спасателями из разных регионов, чтобы выработать единую методику пилотирования в той или иной нестандартной ситуации.
-Какой–то оберег берете с собой в полет?
-Крестики есть у каждого. Но мы, как в поговорке, «на Бога надеемся, но сами – не плошаем».
I место - экипаж Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС России:
Виктор Баженов – командир воздушного судна,
Алексей Лизура – летчик-штурман,
Дмитрий Белоконь – бортинженер.
II место - экипаж Авиационно-спасательного центра Северо-Западного регионального центра МЧС России:
Андрей Самарцев – командир воздушного судна,
Валерий Мокрин – 2-й пилот,
Владислав Мартынов – бортинженер.
III место - экипаж Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России:
Михаил Асанов – командир воздушного судна, летчик-инструктор,
Александр Гаврилов – 2-й пилот,
Алексей Монахов – бортинженер.