Чтобы не терять своих лидирующих позиций в авиационном секторе, «Аэрофлот» последовательно ведет непрерывную работу по улучшению своей внутрикорпоративной среды. Наглядным свидетельством этого процесса и стал новый коллективный договор. Профсоюзные организации в летной отрасли - одни из самых сильных в стране, персонал понимает важность своей высокой квалификации и невозможность быстрой замены. Это дает сотрудникам возможность на равных вести переговоры с работодателями и добиваться значительных социальных гарантий.
«Профсоюз летчиков у нас сильный, летчики – одна из самых высокооплачиваемых категорий работников в нашей стране. Командир воздушного судна получает заработную плату, сопоставимую с зарплатой вице-президентов банков и госкомпаний, - говорит директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. - Коллективный договор заключается в основном с летчиками, они – ключевые участники. Никто в «Аэрофлоте» экономить на летчиках и экипажах не собирается, они свои права хорошо отстаивают, и администрация трезво оценивает ситуацию».
Как сообщается в опубликованном компанией пресс-релизе новый коллективный договор, который будет действовать до 1 января 2017 года, закрепляет для 18 тысяч сотрудников «Аэрофлота» такие базисные условия, как стабильно высокий и регулярно индексируемый заработок, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 дня, и медицинское обеспечение. Кроме того, перевозчик предлагает своим сотрудникам программы санаторно-курортного лечения (в этом году - в Крыму, КавМинВодах, на побережье Балтики, а также в Словакии, Израиле, ОАЭ и Турции). «Аэрофлот» участвует в негосударственном пенсионном обеспечении служащих, и, разумеется, предоставляет льготные авиабилеты своим сотрудникам и членам их семей.
«О сотрудниках надо заботиться в любое время - и в хорошее, и в не очень. Когда не очень – особенно, - уверен главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы Роман Гусаров. - Понятное дело, идет экономический спад, ситуация ухудшается, усложняется для компании в целом. Конечно, лучше оказать поддержку сотрудникам в виде социальных льгот. В такой период важность этих социальных льгот особенно возрастает».
Около 70% расходов по коллективному договору приходится на обеспечение льгот и привилегий летному составу – ключевой категории работников авиакомпании. Это неудивительно, ведь зарплата командира воздушного судна достигает полумиллиона рублей, что полностью соответствует уровню доходов пилотов крупнейших авиакомпаний мира. Кроме того, летчики «Аэрофлота» имеют самый продолжительный отпуск в мировой гражданской авиации – 70 дней (в то время как в европейских компаниях он длится всего 28 дней), и гарантированно обеспеченное будущее. При выходе на пенсию их ждет негосударственное пенсионное обеспечение «Золотой якорь», а при проблемах со здоровьем летчики получают выходное пособие в размере от 20% до 100% среднегодового заработка.
Всеми этими льготами и привилегиями сотрудники компании пользуются уже почти десять лет. В действующей редакции коллективный договор ОАО «Аэрофлот» впервые был подписан в 2005 году, став итогом длительных коллективных переговоров между работодателем и крупнейшей профсоюзной организацией авиакомпании – Первичной профсоюзной организацией (ППО) авиаработников «Аэрофлота», которая на тот момент объединяла более 50% от общего числа работников предприятия.
При всей ориентированности на коллектив и стремлении обеспечить достойный уровень жизни каждому сотруднику, договор является заметной финансовой нагрузкой на бюджет компании. Ежегодные расходы в размере свыше 3 млрд рублей, закрепленные в коллективном договоре, оказывают свое влияние на конкурентоспособность авиаперевозчика.
Времена, когда профсоюзам приходилось действительно бороться с вопиющим несоблюдением прав трудящихся и бороться за достойную оплату их труда, давно прошли. Сегодня, к сожалению, нередко можно встретить ситуации, когда профсоюзы пытаются шантажировать работодателя, особенно в высококвалифицированных отраслях.
На определенном этапе «Аэрофлоту» также пришлось столкнуться с похожими проблемами. Например, Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС), чьи лидеры сейчас находятся под следствием за покушение на мошенничество, они «вымогали у летного директора "Аэрофлота" взятку за благополучное решение вопроса о перерасчете зарплат летчиков и прекращение массовых акций протеста пилотов». Похоже, целью этих странных поступков на самом деле было вынудить компанию откупиться от их претензий.
Но большая часть сотрудников компании состоит в других, настоящих профсоюзных организациях. Наиболее многочисленная и авторитетная среди них — ППО авиаработников — сейчас испытывает серьезную конкуренцию со стороны других профобъединений, ее численность уже не достигает 50% от общего количества работающих в компании, что требуется для подписания коллективного договора.
«Вокруг «Аэрофлота» несколько профсоюзов, - знает Роман Гусаров. - Каждый профсоюз претендует на лидерство и считает, что именно с ним должны подписывать коллективный договор. Хотя ни один из этих профсоюзов, скажем так, не представляет широкий класс работников «Аэрофлота».
Поэтому ППО объединился с представителями других профсоюзов «Аэрофлота» и образовал Единый представительный орган (ЕПО) работников, который и подписал коллективный договор. Понятно, что при таком уровне внутренней конкуренции все обвинения со стороны недовольных в «карманности» профсоюзов, их уступках работодателю, не имеют под собой никаких оснований.
Нельзя не заметить, что высокая социальная ответственность «Аэрофлота», а особенно рост материальных выплат существенно опережают рост производительности труда. И все же «Аэрофлот» продолжает повышать планку в полной уверенности, что его сотрудники будут соответствовать возложенным на них ожиданиям, ведь от них зависит как будущее компании, так и стабильность важнейшей для людей и экономики в целом отрасли авиаперевозок.