Людмила Богатенкова, председатель организации «Матери Прикумья», стала известна тем, что в августе передала в СПЧ сведения о гибели девяти военнослужащих в Ростовской области. А в конце прошлой недели у Богатенковой в офисе и дома были проведены обыски в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «Мошенничество».
На заседании суда, где решался вопрос об аресте Богатенковой, выяснилось, что у подозреваемой вторая группа инвалидности. Впрочем, это не помешало суду принять решение о помещении Богатенковой в СИЗО Пятигорска. За правозащитницу вступился глава СПЧ Михаил Федотов, и в понедельник стало известно, что следователь принял решение перевести правозащитницу под домашний арест.
В чем именно подозревают Богатенкову, официально не сообщается. Однако источник «МК», имеющий сведения о ходе расследования, утверждает: «Мошенничество связано с призывником, который обращался к Богатенковой».
Между тем глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова рассказала «МК», что она совсем не удивлена произошедшим с Богатенковой, поскольку та уже заработала себе определенную репутацию.
Дело в том, что она уже была раньше замечена в мошенничестве. Когда закончилась вторая чеченская, к ней обращались несколько бывших военнослужащих с просьбой помочь им получить «боевые».
Богатенкова собрала с них по 20 тысяч рублей, пообещав добиться выплат через суд. А потом выдала этим людям поддельные судебные решения. Всякое я видела на своем веку — слышала, что правозащитники, бывает, за свою помощь людям деньги с них берут, хотя мы ничего такого, за что нужно платить, не делаем — командиры воинских частей не берут никаких денег за переводы и прочее, а все сейчас решается по одному только письму. Но чтобы вот такое — судебные решения подделать, с таким я столкнулась впервые в жизни.
Я тогда ей звонила, говорила, Людмила, ну что ж ты творишь? А она мне ответила: это не я, это мои юристы намудрили, прокуратура нас проверяла и ничего не нашла, никаких нарушений... Кстати, на Богатенкову были и продолжаются жалобы, что она требует деньги с тех, кто к ней обращается.
Валентина Мельникова рассказала, что в ряды «солдатских матерей», бывало, проникали мошенницы.
— Такое бывает, и каждый раз мои коллеги очень переживают, что это бросает тень на нашу работу. Требовать деньги с родителей, брать их, на мой взгляд, это какой-то запредельный грех, — высказывает свое отношение Мельникова.
— Наверное, у следователей, которые предъявили Людмиле Богатенковой обвинение в мошенничестве, есть аргументы, их нужно изучать — и мы будем это делать, — сказал «МК» член Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Александр Брод. — Но совершенно ненормально то, что ее, немолодую женщину, сразу же поместили в СИЗО и продержали там двое суток. Ненормально то, что ей не оказывали необходимой медицинской помощи, не пускали к ней адвоката. Именно поэтому глава СПЧ Михаил Федотов взял это дело на контроль. Думаю, такая активность СПЧ поспособствовала тому, что Богатенковой изменили меру пресечения на более адекватную.