В понедельник, 20 октября, спикер Сергей Нарышкин сообщил о решении Совета Думы ускорить рассмотрение инициатив, которые предлагают разные варианты решения проблемы. Вопрос был поднят фракцией ЛДПР. Естественно, поводом для разговора стала история москвича Константина Алтухова, который на прошлой неделе более 20 часов держал оборону в своем автомобиле, мешая эвакуатору увезти его на штрафстоянку.
В течение последних месяцев в Госдуму было внесено три законопроекта на эту тему.
Один из них подписан справороссами Сергеем Мироновым и Олегом Ниловым. Он предлагает вообще запретить платное «задержание транспортного средства» (так называется эвакуация в Кодексе об административных правонарушениях), если речь идёт о таком нарушении ПДД, как неправильная парковка или остановка в запрещенном месте.
Эвакуация возможна и за другие нарушения ПДД, но отменить этот вид наказания полностью справороссы не предлагают. Нынешний порядок «на практике часто приводит не к неотвратимости административного наказания для большинства нарушителей, а к несоразмерно жесткому, двойному наказанию незначительного меньшинства», говорится в пояснительной записке.
Два других законопроекта были внесены депутатами из фракции ЛДПР (среди них - вице-спикер Игорь Лебедев и глава Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов). Один из текстов предлагает вообще запретить эвакуацию в тех случаях, когда транспортное средство, припаркованное с нарушением, «не создает существенных препятствий для автомобилей и непреодолимых препятствий для пешеходов».
Другой законопроект депутатов из ЛДПР предлагает полностью запретить оплату расходов на перемещение и хранение транспортного средства лицом, совершившим административное нарушение. Депутаты считают несправедливым то, что такса за эвакуацию превышает размер штрафа, положенного за неправильную парковку.
Штраф в двух столицах установлен за это в размере 3 тысяч рублей, а эвакуация в Москве стоит 5000 рублей (за содержание на специализированной стоянке – 1000 рублей за каждые сутки, исключая первые), в Санкт-Петербурге – 2500 рублей (плюс 30 рублей за каждый час содержания, то есть, 720 рублей в сутки).
Обещать рассмотреть законопроект не значит принять его, точно так же, как обещать жениться - не значит жениться. Профильный Комитет по конституционному законодательству ещё не рассматривал вышеназванные инициативы. У двух из них ещё не закончен срок рассылки в регионы (это обязательно, если речь идёт о внесении изменений в КоАП).
Первый замглавы Комитета, единоросс Вячеслав Лысаков (он отвечает за 12 главу КоАП, в которой говорится о наказаниях за нарушение ПДД), сказал корреспонденту «МК», что законопроекты своих коллег ещё не читал, но считает, что эвакуацию как меру обеспечения исполнения наказания «совсем отменять нельзя».
Если это сделать, говорит депутат, то «Москва встанет, эвакуация - единственное, чего боятся водители, и сейчас каждый второй всё же паркует машину там, где положено». Конфликты между парковщиками и водителями - результат правоприменения, а не законодательных проблем, считает г-н Лысаков: порядок эвакуации определяет МВД, а размер платы за эвакуацию - власти субъекта Федерации. Депутат полагает, что плата эта в Москве установлена завышенная: «Cреднерыночная цена перемещения автомобиля из одной точки в городе в другую в два-три раза меньше».
Ещё одной правоприменительной проблемой он назвал злоупотребление некоторых сотрудников полиции и эвакуаторщиков, которые не отдают автомобиль, даже если водитель успел подойти до того, как эвакуатор начал движение. Таких злоупотребляющих своими правами должностных лиц г-н Лысаков считает нужным штрафовать, но это потребует внесения изменений в КоАП.