Если попытаться определить совокупное эмоциональное состояние работников сферы образования, то диагноз вырисовывается однозначный: тотальный невроз. Очевидно, что этот диагноз характерен не только для образования. И тем не менее везде есть своя конкретика, требующая адекватных решений в сложившихся обстоятельствах, рассчитанных и на ближнюю, и на дальнюю перспективу. Вместо этого мы пока наблюдаем эмоциональные всплески и реактивное управление, выражающееся в тушении очагов возгорания.
Педагоги коррекционных школ и школ для одаренных детей вместе с возмущенными родителями выходят в Москве на митинг. И те и другие школы невелики по количеству учащихся: в обучении как одаренных, так и проблемных детей требуется ювелирная индивидуальная работа. Но Закон об образовании и нормативно-подушевое финансирование уравнивают всех, ликвидируя видовое разнообразие. «Благодаря» этому небольшие школы обречены на банкротство. Формальный выход — их слияние или поглощение, что порождает страх и смятение у родителей и учителей, выталкивая их на улицу.
Митинг позволяет привлечь внимание к проблемам, но решать их все равно придется в управленческом ключе. Закон об образовании требует серьезной коррекции, но ожидать ее в ближайшее время, увы, не приходится: у законодателей есть другие проблемы.
И что делать?
Проще всего — избавиться от директоров этих учебных заведений, не сумевших «убедить» свои коллективы в правильности курса государственной политики в области образования, допустивших всплеск непопулярной ныне митинговой демократии. Тем более что закон позволяет учредителю уволить любого руководителя без объяснения причин. Но проблемы от этого не снимутся. Необходимо искать административные инструменты, позволяющие нивелировать прорехи в законодательстве. Причем в каждом конкретном случае эти инструменты могут быть разными.
Когда объединяются близкие по духу и общие по задачам школы, такое слияние может быть признано оптимальным. В других случаях разумно пойти на заключение с такими школами контракта на выполнение государственных работ, обеспечивающих решение важных социальных задач. Очевидно, что работа с одаренными и больными детьми к таким задачам относится.
Кроме того, необходимо, в дополнение к существующим, разработать и принять специальные коэффициенты оплаты. Чтобы специалист, работающий всего с тремя детьми, нуждающимися в его квалифицированной помощи, не получал нищенскую зарплату. Все это — нудная управленческая работа, но что сегодня можно предложить взамен? Только стратегию героя бессмертной комедии А.С.Грибоедова Репетилова: «Шумим, братец, шумим».
На форуме Общероссийского народного фронта, проходившем в Пензе 15 октября, шла речь о многих аспектах образования. В частности, до Президента РФ Владимира Путина была доведена информация о том, что за последнее время закрыто 150 коррекционных школ. «Но ликвидация коррекционных учебных заведений должна быть сопоставлена с возможностями инклюзивного образования. Прошу обратить на это самое пристальное внимание», — сказал президент. Очевидно, что возможности инклюзивного образования в стране пока невелики. Сигнал сверху — быть осторожней не поворотах и не спешить с ликвидацией коррекционных школ — получен. Но за ним должна последовать конкретные управленческие решения на местах!
На наших необъятных просторах в образовании везде свои проблемы. Специфические, но в чем-то и сходные. Недавно вернулся из Хабаровска, где проходила Международная педагогическая конференция. В промежутке между семинарами и «круглыми столами» организаторы отвезли нас за город, в нанайскую национальную школу на берегу Амура. Оснащенная современная школа, где учится всего 49 детей. Инструменты для поддержания такого рода учебных заведений, которые заведомо нельзя укрупнить, найдены. Точно не знаю, с помощью каких коэффициентов оплаты местная администрация поддерживает педагогов сельских школ, в частности, сохраняющих культуру малых коренных народов, но школа — существует. И не она одна.
В Хабаровске есть учреждение для девиантных детей, а по сути — малолетних преступников. Его больше 20 лет возглавляет замечательный педагог А.Петрынин. Учреждение открытое, без колючей проволоки и вышек, но подростки никуда не бегут. Будь моя воля — я бы всех педагогов страны готовил на этой базе для работы со сложнейшим контингентом подростков. И только в страшном сне может присниться слияние такого учреждения с массовой школой. Но укрупнения и не происходит, поскольку региональные и городские власти взяли на себя ответственность за его поддержку. Никто сейчас не живет легко, тем более излишне напоминать, какой урон краевому бюджету нанес прошлогодний паводок. Но государственно мыслящие руководители, при всех текущих проблемах, обязаны думать о перспективах.
И еще одно — попутное, чисто психологическое наблюдение. С тотальным неврозом помогает справиться чувство юмора. В местных СМИ большую популярность приобрела картинка, на которой изображен нанаец-рыбак рядом с бочонком красной икры. Грустно подперев кулачком щеку, он произносит: «Ну что я теперь буду делать без польских яблок?»
В ответ я рассказал коллегам о своих локальных мерах, направленных против «санкций в поддержку отечественного производителя». Выразились они в приобретении карликовой коровы размером с пони. Как поется в одной известной песне, она «съедает очень мало, меньше кошек и собак», зато дает 20 литров жирного молока в день. Так в школьной конюшне появилось очаровательное рыжее создание, вызывающее восторг у детей и осуществляющее реальную психотерапию невротичных городских жителей.
Разумеется, предварительно были получены анализы ее крови и молока, сделаны все необходимые прививки. Но для окончательной коровьей прописки нужно получить разрешение Департамента ветеринарии, который потребовал объяснить цель пребывания коровы в школе. «Для обучения городских детей навыкам общения с животными», — значилось в нашей объяснительной записке. Чиновник насупил брови: «А разве вы не знакомы с приказом о запрещении вывоза животных, поскольку в Подмосковье объявлен карантин по бешенству?» Наших специалистов выручило детальное знание ведомственных распоряжений: «В приказе говорится о запрещении вывоза животных, а ввоз не возбраняется». Проще говоря, бешенство — у нас, а корова — голландская, ни в чем таком не замешана, и молоко у нее правильное. Так было получено разрешение. Еще парочка подобных красавиц — и нам никакие санкции не страшны! Ведь, приобретя сепаратор, в перспективе можно перейти и на производство собственных сыров, не уступающих по качеству итальянским…
Но шутки в сторону. Похоже, всем нам скоро потребуется прививка от бешенства.
В конце сентября школьникам Екатеринбурга было предложено пройти тестирование на уровень толерантности. Тест должны были пройти учащиеся 7–11-х классов, вне зависимости от расы, вероисповедания и материального статуса. Ребятам предлагалось определиться со своим отношением к каждому пункту теста и поставить галочку в соответствующий столбец: от безусловной поддержки — до полного неприятия.
Я почитал их — и пришел в ужас.
Простите, но как может чеченец ответить на вопрос: «Все чеченцы по своей натуре одинаковые?» — или еврей на вопрос: «Евреи — такие же граждане, как и представители другой национальности?». Или вот еще. Утверждение «Среди людей другой национальности, может быть, и есть нормальные люди, но я с ними не дружу» предполагает варианты ответа: «Конечно, да — они есть, но я с ними не дружу» и «Конечно, нет — нормальные среди них отсутствуют». Провокационность вопросов очевидна даже не педагогу. Разгорелся скандал, в процессе которого оказалось, что органы образования никакого отношения к данной анкете не имеют.
Но как такое «тестирование» стало возможным?
Да потому, что в школу со своими тестами и анкетами сегодня вторгается кто угодно. «Отмониторить» ее пытаются все кому не лень. Я сознательно воспользовался неологизмом «отмониторить», в котором чуткое российское ухо уловит уничижительный смысл — опустить, уделать, измордовать. Вульгарно? Но как иначе оценить ситуацию, когда благодаря бесчисленным таблицам, которые вынуждены ежедневно заполнять администраторы и педагоги, школа превратилась в место, где дети мешают администраторам и учителям работать с документами? От всего этого действительно можно взбеситься. Какие уж тут коровы…
Короче говоря, настало время, когда, как рекомендуют психиатры, надо взять себя в руки и попытаться на трезвую голову решать сложные вопросы образования. А не заниматься не имеющей никакого отношения к детям ерундой.