Челябинск встретил министра образования и науки обильным снегопадом, а лицей для подготовки будущей физико-математической элиты страны — статуей «Бабы ЕГЭ» в полный рост и с зажатым в лапе зеленым яблоком познания.
Ливанов приехал в Челябинск, чтобы тряхнуть педагогической стариной и лично провести урок физики для старшеклассников. Представили министра собравшимся ребятам не в государственном чине, а как доктора физико-математических наук. Это, похоже, ему понравилось. Что неудивительно: общаться с детьми в рамках запланированной акции куда легче и приятнее, чем решать насущные проблемы российского образования. А их, как известно, выше крыши: злополучная продленка, слияние школ в Москве и далее по всем пунктам.
Темой урока стала история развития физики как науки с параллельным обзором ее основных разделов. За один академический час перед старшеклассниками прошла вся картина становления одной из самых древних наук — от античных ученых-эмпириков до современных квантовых теорий и статистической физики.
Вначале ребята явно побаивались и отвечали почти шепотом. Но когда глава Минобрнауки в шутку поинтересовался, доводилось ли им слышать имя Ньютона, захихикали, оттаяли и уже в полный голос сформулировали второй закон великого физика.
Вскоре выяснилось, что классическая механика, родоначальником которой и был Ньютон, может объяснить далеко не все. Например, законы, царящие в микромире и лишь отчасти совпадающие с законами мира, видимого нам, — макромира. От атомов и электронов объяснение перешло к дифракции (в каких-то своих проявлениях, как оказалось, электроны ведут себя не как частицы, а скорее как волны света). Потом заговорили о квантировании (энергия в микромире не может изменяться непрерывно, а изменяется порциями с минимальным значением квант). И как следствие — о квантовой механике.
Отсюда плавно перешли к разделам термодинамики (науки о состоянии равновесия в системах) и ее противоположности — кинетики с ее неравновесными состояниями. С этого момента суть разговора стала доступна только профессионалам — пусть и совсем молодым.
После урока начались вопросы министру. Первый скорее из серии детских: «Почему свет, проходя сквозь синий фильтр, окрашивает поверхность в синий цвет, а проходя сквозь синее небо — нет?» — поставил его в тупик. Однако затем начался профессиональный разговор. По просьбе школьников Ливанов рассказал, что дает человеку физфак университета. Оказалось, дает он многое: «Можно заниматься наукой — теорией или экспериментами. Можно — решением инженерно-технических задач. Появился и новый предмет — финансовая математика, и таких специалистов сегодня очень ценят на биржах. В любом случае там научат хорошо думать, решать нестандартные задачи и находить выход из нестандартной ситуации».